Что такое круиз-контроль в автомобиле и как им пользоваться Что такое круиз-контроль в автомобиле и как им пользоваться

Что такое круиз-контроль в автомобиле и как им пользоваться

Автомобиль может быть быстрым и красивым. Но важнее всего, чтобы он был безопасным и комфортным. Помимо ремней и подушек, современное авто предлагает и другие технические решения. Рассказываем о круиз-контроле и о том, как он помогает в длительных путешествиях.

Что вы узнаете:
Что вы узнаете:

Что такое круиз-контроль

Технология круиз-контроля даёт возможность поддерживать постоянную скорость автомобиля. Водитель выбирает скорость, нажимает на кнопки, после чего можно немного расслабиться и убрать ногу с педали газа.

Обычно функция нужна в долгой дороге без частых остановок, например на длинных участках магистрали с минимумом поворотов.

История появления

Впервые технологию, похожую на круиз-контроль, использовали в автомобиле Wilson-Pilcher в 1901 году. В машине была педаль, которая управляла регулятором для увеличения и уменьшения скорости. По сути, она выполняла одну функцию — ограничителя. Только в 1940-е годы появилась версия круиз-контроля в более-менее современном и знакомом для наших дней виде. 

Её изобрёл Ральф Титор — ослепший в раннем возрасте инженер-механик. Считается, что на изобретение круиз-контроля его вдохновило то, что при езде автомобиль постоянно ускорялся и замедлялся, двигался рывками. Это настолько раздражало Ральфа, что он решил разработать технологию, которая позволит покончить с этими укачиваниями.

В результате получилась система, которая позволила держать равномерный темп движения. Первый вариант устройства Титор назвал Controlmatic, а затем SpeedoStat.

Компания Chrysler начала устанавливать такую систему в свои автомобили в 1958 году. Вскоре после этого General Motors применила эту технологию в своих автомобилях Cadillac — уже под названием Cruise Control.

Как это работает

Функция позволяет установить и постоянно поддерживать для автомобиля нужную скорость. По своей сути, система имитирует человека, только вместо нажатия на педаль газа работает привод для управления акселератором. Это часть двигателя внутреннего сгорания, которая отвечает за поступление топлива в цилиндры. Чем больше топлива сгорает, тем быстрее едет машина.

Физически этот процесс обеспечивает дроссельная заслонка. В старых машинах круиз-контроль был подключён к акселератору напрямую через трос. В более современных автомобилях система автоматически поддерживает скорость с помощью электроники и программы. Для управления функцией компьютер соединён с различными датчиками и элементами управления двигателя. Вот примерный вариант действий при использовании системы:

  • Водитель включает круиз-контроль — для этого нужно нажать кнопку на руле или приборной панели.
  • Компьютер с помощью датчиков измеряет скорость автомобиля, учитывает положение дроссельной заслонки, нагрузку на двигатель, уклон дороги.
  • Водитель задаёт нужную скорость с помощью кнопок или рычага. Система ускоряет или замедляет автомобиль до заданного показателя.
  • Если приходится ехать под уклон или по склону, круиз-контроль подаст сигнал на дроссельную заслонку, чтобы поддержать постоянную скорость.

Виды круиз-контроля

Обычный

Это самая простая система контроля скорости, которая существует уже несколько десятилетий. Позволяет задать желаемую скорость и поддерживает её. Водителю не нужно постоянно жать на педаль газа, система сама отслеживает, как быстро автомобиль двигается, и корректирует работу двигателя для удержания постоянной скорости.

Адаптивный

Более продвинутый, чем обычный. Например, можно сохранять безопасную дистанцию в зависимости от скорости впередиидущей машины. Если первый водитель снизит скорость, то система это обнаружит и замедлит автомобиль. А когда на дороге снова будет свободно, функция сама передаст двигателю сигнал вернуться к первоначально заданной скорости.

В какой-то степени адаптивный круиз-контроль похож на автопилот. Но не в полной мере, потому что держать руки на руле и следить за дорогой всё равно нужно.

Ограничитель скорости

Эта функция работает немного иначе, чем полностью автоматический круиз-контроль: ногу с педали газа убирать не следует, но превысить заданную скорость не получится. Единственное исключение — спуск с крутого холма или мокрая, скользкая дорога. Поэтому в обоих случаях важно вести внимательно и следить за ситуацией на дороге.

Когда пользоваться круиз-контролем нельзя

Круиз-контроль — это удобная функция, но включать его не следует:

  • если дорога мокрая. Как и в случае с ограничителем скорости, на шоссе в дождь или сразу после него использование круиз-контроля может стать опасным, система будет менее эффективна и может нарушить баланс автомобиля, замедлить время реакции водителя;
  • в часы пик. В это время польза от системы сводится к минимуму. Потому что придётся постоянно выключать её, когда движение замедляется. Растёт риск попасть в аварию, если водитель отвлечётся и не проконтролирует работу функции;
  • на дорогах со множеством поворотов и на любых других трудных участках дороги, требующих повышенного внимания. Важно запомнить, что в первую очередь функция нужна для езды по длинным, открытым участкам шоссе.

Плюсы и минусы круиз-контроля

Появление круиз-контроля в автомобилях стало важным моментом в развитии безопасности и эффективности вождения. 

Плюсы

  • Сохраняются силы водителя. Длительная и беспрерывная концентрация внимания в долгом пути может стать причиной сильной усталости водителя и привести к ДТП. Круиз-контроль помогает снизить физическую и когнитивную нагрузку, потому что не нужно постоянно нажимать на педали и следить за скоростью.
  • Эффективнее расходуется топливо: поддержание постоянной скорости экономичнее, чем постоянные ускорения на открытых отрезках дороги. Функция позволяет снизить расход топлива в 1,6 раза, по оценкам компании KIA.
  • Массовое использование круиз-контроля может способствовать более плавному движению дорожного потока на магистралях. Поддержание постоянной скорости снизит частоту торможения и ускорения автомобилей, что приведёт к уменьшению числа пробок.
  • По некоторым данным, использование функции может привести к снижению числа аварий, связанных с превышением скорости.

Но есть опасность, что водители могут ездить слишком быстро, используя эту функцию. Важно находить баланс между использованием круиз-контроля и вождением вручную. 

Минусы

Помимо явных преимуществ, у круиз-контроля есть недостатки:

  • Система снижает внимание водителя к дороге. Да, тот факт, что водитель может немного передохнуть, — это тоже минус. Когда водители перестают следить за скоростью, их внимание может слишком сильно рассеяться, а реакция замедлится. Опасные ситуации всегда возникают внезапно, поэтому даже с включённой функцией нужно быть готовыми к неожиданностям — не убирать рук с руля и оставлять ногу на педали тормоза.
  • Круиз-контроль поможет только в сухую погоду и при хорошей видимости. На скользком асфальте водитель должен тщательнее следить за дорогой и автомобилем. Даже адаптивная система малоэффективна ночью, в дождь или снег. Когда круиз-контроль активен, водитель и автомобиль могут оказаться не готовы к увеличению тормозного пути.

Как им пользоваться

Обычно кнопки для управления круиз-контролем находятся слева или справа от руля.

Что такое круиз-контроль в автомобиле и как им пользоваться
Как выглядят кнопки на руле автомобиля Ford
Источник: wikimedia.org

В разных моделях машин элементы могут располагаться по-разному, но функционал обычно везде одинаковый. Вот примерный вариант:

  • On/Off. Всё просто: эти кнопки включают и выключают функцию. После включения на приборной панели должен загореться сигнал, означающий, что система активна. Для выключения нужно нажать кнопку ещё раз.
  • Res +. С помощью этой кнопки можно нарастить постоянную скорость. Обычно каждое нажатие ускоряет автомобиль на один километр в час. Нажимая на эту кнопку, можно также восстановить скорость, которая была установлена как целевая раньше.
  • Set −. Эта кнопка снижает заданную скорость. Соответственно, каждое нажатие на неё будет замедлять машину на один километр в час. После того как нужная скорость будет достигнута, можно нажать кнопку Set, и автомобиль запомнит её как целевую. А на приборной панели появится индикатор того, что теперь можно убрать педаль с газа и автомобиль поддержит скорость сам.
  • Cancel. На неё надо нажать, чтобы выключить режим круиз-контроля. Например, при выезде на другую, более извилистую дорогу или во время интенсивного движения в городе. Ещё для отмены функции нужно просто нажать на педаль тормоза.

Что в итоге

Пользуйтесь круиз-контролем только на длинных прямых участках дорог — например, скоростных автомагистралей М-4 или М-11.

Смотреть все