Обкатка — это испытание механизма. Рассказываем, как не навредить двигателю, почему не стоит пренебрегать правилами процедуры и что будет, если её всё-таки не сделать.
Продлите полис ОСАГО за 10 минут
Продлите полис ОСАГО за 10 минут
Электронный полис всегда под рукой в мобильном приложении. От 5507 ₽.
С заботой, Страховой Дом ВСК
Купить онлайнСАО «ВСК». Реклама. Имеются ограничения. Подробности на vsk.ru
Когда и зачем нужна обкатка
Обкатка позволяет выявить дефекты конструкции и устранить их. Другими словами, это разгон мотора, проверка мощностных характеристик и приработка элементов. Нужна в двух случаях — если двигатель новый или прошёл капремонт. Разберёмся с каждой ситуацией.
Чтобы детали приработались, достаточно 5000 км. Даже при современных технологиях обработки металла ни один станок не обеспечит зеркальную поверхность без приработки. Всё равно будут микрошероховатости.
Обкатка нового автомобиля
На заводе двигатели проверяют на обкаточном стенде, а в руководстве обычно нет ни строчки об обкатке. Поэтому у покупателей складывается впечатление, что уже всё сделано и повторять процесс не нужно.
Важно не превышать скорость 80 км/ч и не перегружать двигатель первые 1000 километров. Коробка-автомат сгладит крутые подъёмы, а вот на механике получится перекрут мотора: оборотов станет так много, что двигатель выйдет из строя. Не загружайте салон и багажник, лучше ехать одному и без объёмных вещей.
Обкатка двигателя после капитального ремонта
Если правильно не обкатать силовую установку, это может привести к потере компрессии, высокому расходу масла и топлива и сокращению срока службы машины или двигателя.
Обычно под капремонтом понимают расточку цилиндров и коленвала и замену основных деталей:
- поршней и поршневых колец;
- шатунных вкладышей;
- маслосъёмных колпачков;
- ремня или цепи ГРМ;
- прокладок и уплотнителей.
Чтобы правильно обкатать двигатель после капремонта, важно обеспечить напряжение в бортовой сети, залить хорошее масло и проконтролировать его давление, после чего повторить несколько раз такой цикл:
- Запустить двигатель на холостом ходу, чтобы он прогрелся.
- Заглушить двигатель после включения вентиляторов охлаждения.
- Дождаться полного остывания.
В это время происходит температурная притирка. Важно следить за температурой, чтобы не было перегревов двигателя. Затем обкатать узлы: начать с 1500 оборотов и остановиться на 2000.
Виды и правила обкатки
Есть три вида обкатки: холодная, горячая и естественная. Разберёмся, как правильно проводить каждую.
Холодная обкатка
Холодную обкатку проводят, чтобы выявить заводской брак и дефекты.
Проводят на заводе после сборки и в сервисе после капремонта. Масло и антифриз заливают заранее. Чтобы убедиться, что двигатель исправен, имитируют его работу, но топливо не сжигают. Устанавливают на стенд и подключают электромотор к коленчатому валу, который вращается на низких оборотах и постепенно переходит на более высокие. Процессом управляет компьютерная программа для обкатки.
Самостоятельно холодную обкатку провести сложно, потому что нужен стенд и мощный электромотор.
Горячая обкатка
Горячую обкатку проводят после капитального ремонта двигателя на различных оборотах без нагрузки и на холостом ходу. Заливают масло и антифриз, запускают мотор на 5–10 минут. Потом двигатель глушат и дают ему остыть. Второй запуск — на 20–30 минут. Затем мотор запускают на час, постепенно увеличивая обороты. Это делают на специальном стенде, который подаёт топливо и отводит отработавшие газы.
Можно обкатывать и на дороге под нагрузкой — сделать несколько коротких циклов. Запустить двигатель, прогреть, немного проехать и полностью остудить. Во время обкатки не стоит подвергать детали повышенным нагрузкам, например возить прицеп или брать машину на буксир.
В конце горячей обкатки обороты должны быть вдвое меньше максимальных. Например, если предельное значение на тахометре составляет 6000, то обороты должны быть не более 3000.
После окончания работ нужно поменять масло и масляный фильтр.
Естественная обкатка
Проводят новым машинам и после капремонта двигателя. Во втором случае естественную обкатку проводят самостоятельно после холодной и горячей.
Нужно следить за параметрами:
- Уровень и давление масла. Первый запуск для свежесобранного мотора делают без свечей, так легче закачивать масло в систему. Когда двигатель запускают, происходит нагрузка на цепь ГРМ. Если масла не будет, может произойти перескакивание цепи из-за неполного давления и недостаточного натяжения.
Сейчас корейцы в новых автомобилях сделали натяжители с гребёнкой, которая автоматически выщёлкивается и блокирует перепады натяжения.
- Уровень антифриза. Если уровень упал до минимума, нужно долить охлаждающую жидкость. Если уровень быстро опустился снова, то нужно отвезти автомобиль в сервис на эвакуаторе.
- Прорыв газов в систему охлаждения. Такое может произойти из-за некачественной прокладки, плохой сборки, паровых или воздушных пробок. Тогда охлаждающая жидкость попадёт не везде.
- Температура двигателя. У современных моторов рабочая температура — 100–105 °C. Если контрольная красная лампа не загорелась, можно двигаться. Если горит — проверить уровень антифриза и посмотреть, нет ли утечек. Если есть течь, машину нужно отвезти в сервис на эвакуаторе. Если течей нет, то нужно дать мотору остыть. После этого нужно снова его запустить, но не открывать заливную пробку полного остывания, чтобы не произошёл выброс горячего антифриза.
У General Motors есть интеллектуальные системы, которые самостоятельно определяют, когда открывать термостат. Часто можно увидеть почти красную зону, но перегрева не случается. Система открывает термостат, и температура падает.
Для естественной обкатки нужно проехать 2–3 тысячи километров и в городе, и на трассе, чтобы двигатель работал в разных режимах.
Во время естественной обкатки нельзя:
- резко ускоряться;
- резко тормозить;
- тормозить двигателем;
- переключать коробку передач выше 4-й ступени, если у вас механическая коробка;
- перевозить тяжёлые грузы и больше одного пассажира;
- ездить быстрее 90 км/ч.
Особенности обкатки автомобиля в зависимости от типа КПП
В этой части статьи мы используем аббревиатуры: КПП — коробка переключения передач, АКПП — автоматическая, МКПП — механическая.
Обкатка важна и для коробки передач, чтобы:
- притёрлись подвижные элементы;
- сгладились изъяны деталей и узлов;
- очистилась смазочная система и двигатель — от загрязнений, например от продуктов окисления или от пыли;
- выявились дефекты и брак.
Для АКПП и МКПП процедура различается, но в конце всем рекомендовано заменить рабочую жидкость после обкатки. Во время притирки деталей появляются мелкие частицы, которые нужно удалить из системы.
План действия для АКПП | План действия для МКПП |
1. Свести нагрузку к минимуму. 2. Перед стартом прогреть рабочую жидкость гидротрансформатора. 3. Тронуться с места плавно и без пробуксовки. 4. Первые 1000 километров проехать спокойно. Ограничить скорость на уровне 80–90 км/ч. 5. Контролировать, чтобы из-за снижения давления жидкости после нагрева не включился нейтральный режим | 1. Начинать движение плавно, и никакого резкого повышения оборотов. 2. Не делать резких движений, когда переключаете скорость. Полностью выжимать педаль сцепления перед переключением передач и медленно отпускать. 3. Первые 1000 километров проехать на скорости 80–90 км/ч. Не менять скорость резко. 4. Избегать долгих подъёмов и агрессивной езды по бездорожью |
Последствия неправильной обкатки
- Пострадают стенки цилиндра. Может произойти наволакивание, то есть поршень перегреется и начнёт натягивать перегретый металл на гильзу, стенку цилиндра. Так может произойти деформация гильзы.
- Поршневые кольца не приработаются к стенкам цилиндра. Расход масла и топлива увеличится в несколько раз.
- Двигатель заклинит. Придётся всё начинать сначала.
Если двигатель сильно дымит или издаёт посторонние звуки, его нужно выключить. Скорее всего, масло попало на детали.
Выводы
- Не пренебрегайте обкаткой для нового автомобиля или после капремонта.
- Нужно проехать не меньше 5000 км, чтобы детали приработались.
- Если обкатываете сами, двигайтесь со скоростью 80–90 км/ч.
- Плавно тормозите и ускоряйтесь.