Что делать, если ребёнок не слушается и делает всё по-своему Что делать, если ребёнок не слушается и делает всё по-своему

Что делать, если ребёнок не слушается и делает всё по-своему

7 советов психолога, которые помогут понять дошкольника

Дети старше 5 лет уже умеют делать логические выводы, например, что если потрогать горячий чайник, то можно обжечься и будет больно. Они уже готовы брать на себя условную ответственность, но рассчитывают на лучший исход. Если что-то происходит не как хочется, дошкольники могут устраивать истерики со слезами. Рассказываем, как реагировать и что делать.

Дать пережить эмоции

Если дошкольник устроил истерику из-за того, что у него что-то не получилось, слова «Успокойся» или «Это ерунда» не помогут.

Лучше дать ребёнку время погоревать и пережить свои эмоции, даже если всё произошло из-за пустяка по меркам взрослого: например, лопнул шарик или потерялся мяч.

Даже если плач дошкольника раздражает, родитель должен сохранить спокойствие. То, что взрослому кажется ерундой, для детей может быть трагедией. У них ещё не было такого опыта, а у взрослого был.

Нужно дать ребёнку возможность пережить свои эмоции

Когда ребёнок проплачется, нужно попробовать вместе найти решение ситуации, обсудить, почему так произошло и что с этим можно сделать.

НеправильноПравильно
Успокойся, грязный мяч нельзя брать в комнату. Оставь его в коридоре.Мяч испачкался, и сейчас его нужно оставить в коридоре. Если ты так хочешь занести его в комнату, мяч нужно будет помыть. Мы сделаем это после того, как ты переоденешься и поешь суп.

Найти безопасное место

Сложно, если истерика происходит в общественном месте. Мама начинает чувствовать напряжение и осуждение в духе «какая плохая мама» от других людей. Ещё бывает, что прохожие пытаются помочь словами «Как это такой большой — и плачет?» или самоутвердиться за счёт мамы: «Сама избаловала».

Такое давление психологически тяжело выносить. Для мамы это становится ещё бóльшим стрессом, она может сорваться на ребёнка — накричать или отшлёпать.

Поэтому не стоит пытаться переждать истерику на людях. Лучше уйти вместе с ребёнком в другое место, где будет психологически безопасно в первую очередь маме.

Юлия Бурмистрова
Детский психолог

Часто родители боятся истерик ребёнка в общественных местах из-за того, что окружающие осудят.

Поэтому сначала важно обеспечить безопасность для себя. И только потом начинать беседу с ребёнком.

С расстроенным ребёнком нужно уйти от посторонних, чтобы они не стали вмешиваться

Если дошкольнику нужно дать поручение, например убрать игрушки или вынести мусор, то делать это нужно через ценность для него.

Ребёнок не обращает внимания на беспорядок, это скорее волнует маму. Поэтому нужно не просто дать команду что-то сделать, а описать сценарий, что будет, если не прибраться.

Не нужно ждать, что после первого объяснения сразу будет результат. Возможно, придётся повторить несколько раз.

НеправильноПравильно
Ешь кашу, а то будешь голодным.Помнишь, вчера ты не съел кашу, а потом был голодным, злым и поссорился с Мишей? Потом весь день ходил грустный. Ты же не хочешь опять ходить с таким настроением?

Реже отвечать «нет»

Если всё время говорить «нет», дошкольник начнёт обесценивать запреты.

В голове ребёнка постоянные запреты формируют логику: «нельзя не съесть кашу утром» — это то же самое, что «нельзя бежать на красный». Но если можно тихонечко пробежать на красный и мир не рухнул, значит и кашу можно каким-то образом не съесть.

Ещё если мама говорит «нет» на любой вопрос или просьбу, то ребёнок принимает это за её постоянное поведение, постепенно перестаёт спрашивать разрешения и втихомолку делает по-своему.

Разрешать всё подряд тоже неправильно. Скорее, лучше оценить последствия ситуации: насколько это может навредить ребёнку или он справится. Например, нельзя брать в руки вскипевший чайник, так как он тяжёлый, можно уронить и обжечься, но можно самому налить в чай молоко.

Разобраться с чувствами ребёнка бывает непросто. Для этого нужны терпение и знания, которыми обладает только специалист. 

С помощью «Страхового Дома ВСК» можно за пару минут выбрать психолога. По промокоду СФЕРА15 действует скидка 15% на первую онлайн-консультацию.

Опираться на опыт ребёнка

Дети не могут трезво оценить последствия и всегда надеются на лучший исход. Родители должны объяснять свои просьбы на примере опыта — ситуаций из жизни, событий знакомых людей.

Так ребёнок видит ценность в просьбе родителя, а не приказ.

НеправильноПравильно
Так и знала, что ты всё напутаешь, вечно с тобой так! Вот где сдача? Ты эти деньги зарабатываешь?!Ты молодец, что попробовал. Ничего страшного, что забыл сдачу, в этот раз она небольшая. Чтобы в следующий раз так не получилось, не спеши убегать с покупкой: дождись, пока продавец положит монетки. Их ты сможешь добавить к себе в копилку.
Когда ребёнок недоволен собой, нужно объяснить ему, что ошибаться — это нормально

Следить за интонацией

Нельзя кричать на ребёнка, чтобы выплеснуть эмоции: это только напугает его. Но повысить голос будет полезно, когда ребёнок уже усвоил какой-то опыт.

Например, однажды он ел снег, потом заболел и запомнил последствия. Тогда взрослому можно показать своё недовольство интонацией.

Повысить голос не означает орать на ребёнка. Говорить нужно ровным тоном, но чуть громче обычного.

Что делать родителям

  • Если у ребёнка что-то не получилось, дать ему время пережить это.
  • Если ребёнок устроил истерику в общественном месте, уйти с ним, туда где безопасно и нет посторонних.
  • Когда нужно что-то запретить — использовать сценарии, которые состоят из знакомых ребёнку действий. Ещё стараться реже говорить «нет», чтобы запрет не потерял значимость.
  • Когда нужно напомнить ситуацию, которая привела к плохим последствиям, повысить голос, но при этом не начинать кричать.
Поделиться: