Чтобы после ремонта квартира выглядела красиво, нужно заранее визуализировать интерьер. То есть подобрать фото мебели, декора и отделки в интернет-магазинах, разместить их рядом и посмотреть, как они сочетаются друг с другом.
Визуализацию делают после того, как готовы чертежи и понятно, какого размера нужно подбирать мебель.
Рассказываем про 6 принципов, по которым профессиональные дизайн-студии создают интерьеры. С этими принципами можно не нанимать дизайнера, а самостоятельно придумать красивую обстановку.
1. Продумать палитру интерьера
В интерьерах от профессионалов, сделанных непрофессионалами, часто можно заметить «боязнь цвета»: когда выбирают нейтральный бежевый цвет для стен и белый или коричневый для мебели. С такой палитрой комната будет выглядеть скучно.
Использовать правило пропорции
В интерьере можно использовать любые цвета, важно только соблюсти пропорции. Доминирующий цвет забирает 60% — им окрашивают стены, 30% — дополнительный цвет, в котором подбирают мебель и крупный текстиль: шторы, ковры. Оставшиеся 10% — это цвет для акцентных декоративных элементов: полки, подушки, подставки.
Подобрать гармоничные цвета по цветовому кругу
За основу можно взять любой цвет и строить палитру от него. Базовый инструмент, которым пользуются почти все дизайнеры, — цветовой круг Иттена. Непрофессионал может использовать его как шпаргалку.
Цветовой круг построен на трёх базовых цветах, они расположены в центре: жёлтом, синем и красном. Если смешать эти базовые цвета между собой, то получится ещё три новых цвета: оранжевый, фиолетовый и зелёный — они расположены по бокам от центра. Если смешать цвета в центре и по кругу от него, то получится ещё 12 оттенков: они расположены на внешней стороне и составляют цветовой круг.
Цветовой круг может быть более подробным: если добавить больше оттенков по каждому варианту цвета в холодном и тёплом тоне.
В круг не входят нейтральные цвета: чёрный, белый, бежевый, коричневый, цвет слоновой кости. Они сочетаются с любыми другими: их можно использовать фоном для других цветов или «успокоить» палитру, если интерьер получается слишком ярким.
Есть пять основных схем, по которым подбираются гармоничные цвета по цветовому кругу.
1) Аналоговая триада
Самый простой способ построить гармонию. Из круга берут три идущих подряд цвета.
2) Комплементарность
Комплементарное сочетание получают из цветов, которые находятся в цветовом круге друг напротив друга. В этом случае один цвет будет основным в интерьере, второй — акцентным.
Такой интерьер получается ярким. Комплементарную палитру можно разбавить нейтральным цветом.
3) Контрастная триада
За основу берут один цвет из круга. Дополнительный цвет — из противоположной части круга, акцент — из сектора по соседству с дополнительным.
4) Классическая триада
Выбирают цвета из равноудалённых друг от друга секторов. Один из них становится основным, два других — акцентным и дополнительным.
Интерьер получается очень насыщенным. Приглушить яркость можно с помощью нейтральных цветов.
5) Квадратная или прямоугольная схема
В гармонию берут пары контрастных цветов. Чтобы интерьер не получился пёстрым, за основу нужно взять один цвет. Остальные используют как акцентные и дополнительные.
Взять цвета из интерьеров через приложение
Более простой способ подобрать палитру — извлечь цвета из фото с помощью приложения. Можно выбрать любой интерьер из интернета, загрузить в приложение. Программа выдаст палитру цветов.
Например, на основе круга Иттена построен инструмент Adobe Color. Программа помогает подобрать гармоничные сочетания цветов.
Подобрать цвет можно и на мобильном устройстве. Одно из самых популярных приложений — Color Harmony (App Store, Google Play).
В подобные приложения можно загружать не только фото из интернета. Если понравилась обстановка в доме у друзей или приглянулось сочетание цветов в ресторане, можно сфотографировать интерьер и проанализировать цвета в приложении.
Подобранная палитра станет основой цветов, в которых нужно выбирать отделку и мебель.
Чтобы не ошибиться с цветом, лучше сохранять палитры и фотографии, а потом показывать менеджерам. Колористы подскажут, какие оттенки будут выглядеть так же, как на фото.
2. Подобрать материалы и формы в соответствии со стилем
Десятки стилей интерьера условно можно разделить на три большие группы: классические, современные и этнические.
Чтобы в интерьере сохранялась гармония, при подборе отделки, мебели и декора важно следить, из каких материалов сделаны модели, какие формы преобладают в конструкциях.
В классических стилях — ар-деко, барокко, готическом — используют только натуральные материалы. Основную часть мебели делают из дерева с тонкой витиеватой резьбой, некоторые объекты — из кованого металла. Светильники для таких интерьеров чаще выбирают из хрусталя. В текстиле преобладают богатые ткани: бархат, атлас, шёлк.
Если решили сделать интерьер в классическом стиле, нельзя ставить пластиковые стулья, простую металлическую мебель и светильники, синтетические ткани. Это будет выглядеть неуместно, ещё — визуально удешевит интерьер.
Исключение — неоклассика, которая адаптирована под современное жильё. В такой интерьер можно поставить столик из стекла и некованую металлическую тумбу. Но обстановка всё равно должна строиться по строгим классическим канонам, со сдержанными цветами, симметричной расстановкой и натуральными материалами.
Современные стили — лофт, поп-арт, конструктивизм — менее требовательны к материалам. Здесь свободно можно брать пластик, синтетические ткани, выбирать тяжёлые металлические конструкции. В лофте и брутализме часто используют бетон и голый кирпич.
Обстановка строится на экспериментах с формами и цветом. Но нельзя поставить в лофт диван с резными подлокотниками в явно классическим стиле. Интерьер превратится в кич, будет смотреться странно, а жить в таком неуютно.
Этнические и региональные направления в интерьере очень разнородны. К ним относятся скандинавский, японский, испанский стили, фахверк и другие, основанные на традициях разных стран. Несмотря на разнообразие, всех их объединяет правило использовать натуральные материалы.
В отличие от классики, для этно выбирают мебель из дерева более грубой обработки, холщовые и льняные ткани. Формы проще, чем в классических направлениях.
3. Расставить мебель, следуя правилам композиции
Дизайнеры строят интерьер, опираясь на законы композиции и соблюдая визуальное равновесие. Если равновесие нарушено, человек подсознательно воспринимает интерьер как несбалансированный и чувствует себя неуютно.
Сохранить баланс можно, если расставить мебель по одной из четырёх схем.
1) Симметричная расстановка
Выбирают центральный крупный предмет, а по обе стороны от него ставятся объекты поменьше. Например, два кресла по обе стороны от дивана или прикроватные тумбы по сторонам от кровати.
По такой схеме строят все классические интерьеры. Эта крепкая композиция создаёт ощущение стабильности.
2) Парность
Чтобы интерьер выглядел интересней, друг напротив друга ставят не одинаковые предметы, а парные. Например, с одной стороны от журнального столика ставят два кресла, а с другой — два пуфа.
3) Радиальный баланс
Расстановку строят на основе круглых объектов. Чаще всего за основу берут круглый стол, вокруг которого расставляют мебель. Круглой столешнице вторят другие элементы.
Этот вариант расстановки уместно смотрится в просторных помещениях.
4) Асимметрия
Самый сложный, но самый интересный приём. Симметрию специально нарушают, чтобы подчеркнуть конкретный предмет, поэтому дисбаланса тут не будет. Но композицию должен уравновесить другой объект, сходный по массе.
4. Сделать зонированное освещение
Раньше в комнатах делали только общее освещение. Этот вариант уже устарел. Сейчас в интерьере стараются подсвечивать отдельно каждую зону. Это добавляет акценты, комната выглядит интересней.
Даже если площадь в комнате не разделена на зоны, продумывают разные сценарии освещения. Так получится менять обстановку под настроение или деятельность.
5. Расставить акценты, чтобы интерьер не выглядел скучно
Чтобы обстановка не получилась скучной или вовсе унылой, подбирают акценты, которые визуально выделяют детали. Они притягивают внимание, становятся точкой в композиции, делают интерьер интересным.
Акцент можно поставить цветом, светом или формой.
Если объект выделяют цветом, он не должен выбиваться из общей палитры. Когда подобрана гармония, самый сочный и яркий цвет выбирают для акцента. Его не должно быть больше 10%. Предметы акцентных цветов расставляют по комнате, чтобы создать «перекличку» между объектами и равновесие.
Сам по себе объект может быть неярким, но его можно выделить светом. Добиться этого можно тремя приёмами:
— направить точечный пучок света на конкретный объект;
— подсветить нишу, где стоят декоративные предметы;
— выбрать интересный дизайнерский светильник или арт-объект с подсветкой.
Акцент с помощью формы работает, когда интерьер строят на одинаковых линиях, например строгих прямоугольниках. В таком случае акцентом станет круг или предмет с плавными очертаниями.
6. Посмотреть, как выбранные модели сочетаются друг с другом
Дизайнеры чаще всего показывают клиенту 3D-визуализацию, сделанную в профессиональных программах. Чтобы сделать один интерьер для себя, осваивать такую программу нет смысла: программа сложная, нужно много времени, чтобы разобраться. Проще сделать коллаж.
Для визуализации собирают фото мебели, света и декора. Выбирать нужно конкретные модели, которые потом будут ставить в интерьер. Поэтому сразу нужно обращать внимание на цену и планировать бюджет.
Фото можно распечатать и составить коллаж на бумаге. Но удобнее пользоваться графическим редактором, например Photoshop.
Лучше подбирать сразу несколько моделей каждого предмета мебели. Например, разные варианты кровати, столов, стульев. Затем смотреть, как модели сочетаются друг с другом, анализировать, соблюдены ли все принципы гармонии.
Интерьер получится негармоничным, если:
- Использовать один-два цвета в разных оттенках. Обстановка получится скучной.
- Брать цвета, не ориентируясь на законы колористики. Интерьер будет пёстрым и раздражающим.
- Выбирать материалы, не соответствующие стилю. Даже если по форме и цвету предмет соответствует стилю, неправильно подобранный материал нарушит гармонию.
- Расставить мебель, пренебрегая законами композиции. Будет нарушено равновесие, интерьер будет казаться неуютным.
- Использовать только общий свет. Освещённой будет только центр комнаты, а углы останутся тёмными. Визуально пространство уменьшится. К тому же одно и то же освещение быстро наскучит.
- Не расставить акценты. Интерьер будет выглядеть пресно.
- Расставить слишком много акцентов. Внимание постоянно будет переключаться с предмета на предмет. В результате такая обстановка быстро начнёт раздражать.
- Не объединить предметы в коллаж. Даже если все объекты собирались по принципам дизайна, может оказаться, что вместе они не смотрятся гармонично.