Если ошибиться с выбором репетитора по английскому языку, есть риск, что родители зря потратят деньги. Ребёнок же потеряет время, не выучит язык на нужном уровне и, возможно, потеряет интерес к английскому.
Разобрались, как подготовиться к поиску, по каким критериям выбирать репетитора для школьника и как оценить педагога после пробного занятия.
Сформулировать запрос
Прежде чем искать педагога, родители составляют запрос репетитору. По запросу педагоги будут ориентироваться, готовы ли они работать с ребёнком, помогут ли ему добиться цели.
Чтобы составить запрос, нужно сформулировать:
- На каком уровне ребёнок владеет языком. Например, никогда не учил английский и не знает языка совсем. Или хорошо читает и пишет, но не понимает разговорную речь. Или владеет языком на уровне A1 по европейской шкале, если ребёнок сдавал экзамены на уровень владения.
- Какая цель ставится — зачем он будет учить язык. Цель должна быть измеримой. То есть родители, педагог и ребёнок должны понимать, в какой момент можно считать, что задача решена. Например, «Хотим сдать ЕГЭ на 85 баллов» — это измеримая цель. А «Хотим привить ребёнку любовь к языку» — пример нечёткой цели.
- За какой срок нужно добиться цели. Например, нужно подготовиться к ЕГЭ, а ребёнок сейчас перешёл в 10-й класс. Значит, на подготовку есть 1,5–2 года. Или он учится в 11-м классе и на подготовку осталось меньше четырёх месяцев.
✅ Чёткие, измеримые запросы | ❌ Невнятные запросы |
Ребёнок учится в третьем классе. По английскому в четверти тройка. Хотим вытянуть на 5 баллов. Ребёнок перешёл в 10-й класс. Пробники по ЕГЭ пишет на 20–30 баллов. ЕГЭ нужно написать на 85+ баллов. | Хотим, чтобы выучил язык «для себя». Чтобы умел читать и писать на английском. Нужен английский. Нужна помощь в выполнении домашних заданий. |
Из нечёткого запроса непонятно, какого результата нужно добиться. Когда ребёнок не понимает, зачем он занимается, педагогу сложно построить курс. А родители не смогут оценить, насколько успешно проходят занятия.
Чем чётче сформулирован запрос, тем выше вероятность, что родители быстро найдут педагога, который поможет достичь нужного результата.
Определить время и место занятий и посчитать бюджет
До поиска репетитора нужно чётко определить:
- В какие дни и сколько времени ребёнок сможет уделять занятиям. Также нужно выделить время на выполнение домашних заданий от репетитора.
- В каком формате удобнее заниматься — очно или дистанционно. Детям до 10 лет сложнее концентрироваться, и лучше, если педагог находится рядом. Так ему легче следить за вниманием и мотивацией ребёнка. Также маленьким детям важно видеть педагога. Им интересно вместе с ним трогать тетради, учебники, материалы.
После пандемии спрос на дистанционные занятия для младших школьников вырос, поэтому учителя освоили много новых инструментов для проведения онлайн-уроков. Поэтому, если нет возможности заниматься очно, дистанционные занятия тоже подойдут ученикам младших классов.
Подростки охотнее занимаются дистанционно.
Для онлайн-урока учитель может придумать больше интересных заданий.
Например, проводить интерактивные игры, тесты, вести урок на фоне улиц из города, о котором идёт речь.
Также онлайн-формат готовит ребёнка к реальному общению. С людьми из других стран мы чаще общаемся через интернет, а не лично.
- Сколько родители готовы платить за занятие. Стоимость должна быть адекватной рынку. В 2022 году цены на услуги репетитора варьируются от 1000 до 3000 рублей в час.
Оставить заявку на порталах
Самый простой способ найти репетитора — спросить знакомых, которые нанимали преподавателя. Когда таких знакомых нет, родители нередко обращаются к сайтам с объявлениями, например на Авито. Но это не лучший вариант.
На Авито опытные репетиторы редко размещают портфолио. Профессионального репетитора лучше искать на профильных площадках вроде Профи.
Администраторы профильных площадок запрашивают документы у репетиторов. Поэтому риск попасть на недобросовестного педагога гораздо ниже.
Найти репетитора можно, например, на сайтах:
На портале можно выбрать репетиторов по анкете или оставить заявку с запросом. Преподаватели, готовые заниматься по такому запросу, отвечают на заявку. Родители смотрят анкету и выбирают педагогов.
В заявке на портале нужно прописать измеримый запрос, в том числе указать уровень владения английским, рассказать о проблемах. Здесь же написать, какой был опыт работы с репетитором, перечислить интересы ребёнка.
Изучить данные преподавателей
В ответ на заявку родитель получает отклики преподавателей. Он смотрит анкеты репетиторов и выбирает педагога по результатам его работы с учениками, по сертификатам, методике преподавания и отзывам.
Родной язык преподавателя. Чтобы готовиться к ЕГЭ и осваивать школьную программу, лучше нанимать русскоговорящего репетитора, который знает особенности российских школьных программ. Брать уроки у носителя языка лучше, когда нужно подтянуть разговорный английский и есть хотя бы базовые знания языка.
Результаты учеников. Истории о результатах можно посмотреть в анкете и отзывах. Выбирают истории, где говорится о целях, похожих на цели из запроса. Например, если ребёнку нужно сдать ЕГЭ или подготовиться к олимпиаде, надо смотреть, есть ли такие истории в отзывах об услугах репетитора. Оценивают, каких результатов достигли ученики.
Сертификаты, подтверждающие уровень владения языком. Педагог должен подтвердить уровень сертификатами. Например, результатами Test of English as a Foreign Language (TOEFL), International English Language Testing System (IELTS), международных Кембриджских сертификационных экзаменов. Если в анкете написано «Владею английским на уровне C2», но нет соответствующего сертификата, доверять такому педагогу не стоит.
Сертификаты, подтверждающие знание методик преподавания английского.
- TKT (Teaching Knowledge Test). Сертификат получают преподаватели, которые изучили и сдали экзамен по основам преподавания.
- CELTA (Certificate in Teaching English to Speakers of Other Languages). Сертификат, подтверждающий ещё более высокую квалификацию педагога. Преподаватели изучают методические и практические основы преподавания английского. Сертификат даёт право преподавать английский по всему миру.
- DELTA (Diploma in Teaching English to Speakers of Other Languages). Курс проходят преподаватели, которые прошли курс CELTA, и проработали два года после получения сертификата. На DELTA специалисты получают более глубокие профессиональные навыки. Курс приравнивается к получению магистерской степени по преподаванию английского языка
Желательно, чтобы у педагога был хотя бы один сертификат, а лучше несколько. Репетитору для школьника достаточно иметь сертификат TKT.
Диплом о высшем образовании. Лучше, если у репетитора есть высшее педагогическое образование по специальности «Преподаватель английского языка». Такой специалист профессионально владеет разными методиками преподавания английского, умеет объяснять и находить подходы, если у ученика что-то не получается.
Возможно, у репетитора нет профильного образования, но он отлично владеет методиками. Тогда нужно читать истории в отзывах, смотреть сертификаты об уровне владения языком.
Дипломы о переподготовке. В анкете нужно обращать внимание, как часто педагог проходит курсы повышения квалификации и переподготовку. Это важно, поскольку появляются новые инструменты, в том числе в онлайн-образовании, меняются требования к школьным экзаменам и ФГОС. Если последний диплом он получил больше пяти лет назад, значит, он не поддерживает собственный уровень владения языком и не обновляет знания по методам преподавания. К такому репетитору обращаться не стоит.
Методики преподавания. Важно, чтобы репетитор владел коммуникативной методикой и лексическим подходом. Если в анкете написано, что педагог «преподаёт по авторской методике» — это маркетинговый ход.
Если репетитор работает по коммуникативной методике, значит, он учит коммуникации на английском. От коммуникации строится основа языка — лексика, грамматика.
Если в анкете написано, что репетитор работает по авторской методике, значит, он отрицает научный подход к преподаванию языка.
Хороший преподаватель знает, как работает классический подход, и умеет адаптировать его под педагогический стиль и потребности ученика. Но не преподносит это как авторскую методику.
Также лучше, чтобы преподаватель владел лексическим подходом. То есть сначала ребёнок учит слова, словосочетания. Когда он умеет использовать их в речи, тогда переходит к грамматике, чтению, аудированию.
Отзывы и рейтинг. В отличие от досок объявлений типа Авито на профильных порталах отзывы нельзя подделать или купить. На таких сайтах оценки выставляют только родители, которые сотрудничали с репетитором. Менеджеры порталов обзванивают клиентов репетитора и проверяют достоверность отзывов.
Если у репетитора есть отрицательные отзывы, нужно посмотреть, что именно критикует родитель. Возможно, один раз произошёл конфликт, и родитель на эмоциях написал отрицательный отзыв. Нужно смотреть, пишут ли другие пользователи о высокой квалификации педагога.
Если у педагога нет отзывов, нужно пообщаться с ним и посмотреть другие критерии.
Не стоит отказываться от репетитора, если он ещё не работал с детьми.
Занятия у молодых преподавателей, как правило, стоят недорого. Но они вкладываются в работу, потому что им нужно заработать имя.
Если у педагога есть соответствующее образование, он нравится родителям и ребёнку в общении, нужно пройти несколько занятий. Если будет виден результат — значит, родители нашли нужного педагога, и опыт преподавания здесь не имеет значения.
Но таких педагогов не стоит нанимать для подготовки к ЕГЭ. Молодые преподаватели отлично справляются с более лёгкими целями: подтянуть оценку в школе, подготовить к поступлению в первый класс. Для подготовки к экзаменам нужен педагог с подтверждённым опытом.
Поговорить с репетиторами
Из анкет выбирают 3–5 репетиторов. С ними созваниваются и спрашивают подробнее об анкете и опыте.
Попросить подробнее рассказать о двух-трёх историях успешной подготовки учеников: какую задачу решал репетитор, как помогал ребёнку достичь цели, сколько времени потребовалось, что получилось, а что нет. Так вы сможете оценить, насколько педагог заинтересован в своей работе.
Спросить, по каким учебникам проводит занятия. Российские учебники не подходят для изучения английского языка.
В России преподавать английский на серьёзном уровне начали только с 2010-х. Российские учебники пока не дошли до уровня зарубежных, и в большинстве случаев это не очень качественная калька.
Если нужно подтянуть ребёнка по школьной программе, репетитор совмещает задания из зарубежного и школьного российского учебника. Многие темы в них пересекаются, и грамотный преподаватель легко соединяет их в единый курс.
По мнению Анастасии Кико, пока лучшим российским изданием репетиторы считают учебник Team Up!, который входит в перечень, утверждённый Министерством образования РФ.
Из иностранных учебников для занятий с младшими школьниками репетиторы выбирают:
- Kid’s Box,
- Family and Friends.
Для учеников средней школы подойдут учебники:
- Prepare,
- Gateway,
- Go Getter,
- English File.
Для старшеклассников подойдут учебники:
- Unlock,
- Perspectives,
- Solutions.
Обратить внимание, какое впечатление производит репетитор как человек. Приятно ли с ним общаться, насколько он дружелюбен, насколько грамотно он строит свою речь, не вызывают ли раздражение вопросы об опыте и квалификации. Если человек отталкивает в общении, с ним будет трудно сотрудничать долгое время, несмотря на его квалификацию.
Если родители приглашают репетитора на первую беседу домой, нужно посмотреть, с кем педагог здоровается.
Хороший сигнал, если преподаватель входит и здоровается не только с родителями, но и с ребёнком. Это говорит об уважительном отношении к ученику.
Не стоит просить у педагога гарантии. Успех обучения зависит от того, как ребёнок усваивает материал, какие у него есть способности. Педагог не может предсказать результат до занятий. Лучше поставить конкретную цель и спросить у педагога, как он планирует достичь такого результата.
Репетитор тоже должен знать подробности об ученике. Поэтому родитель должен быть готов ответить на его вопросы, например уточнить:
- возраст ребёнка;
- уровень владения языком и успеваемость. Не все могут определить уровень владения по европейской системе. Если ребёнок не проходил Кембриджский экзамен, лучше рассказать о том, что он умеет, насколько легко ему даются школьные занятия, какие оценки он получает за всероссийские проверочные работы и на пробных экзаменах;
- цель обучения. Она, напомним, должна быть измеримой: какого результата нужно добиться и за какое время;
- интересы ребёнка — какие фильмы и мультфильмы смотрит, какое у него хобби, чем занимается в свободное время. Репетитор должен это знать, чтобы сделать уроки интересными;
- заинтересован ли ребёнок в том, чтобы дополнительно заниматься английским;
- занимался ли ребёнок с репетиторами раньше.
Пройти пробное занятие
После разговора с несколькими педагогами выбирают одного-двух и проводят пробное занятие.
Большинство репетиторов проводят платные пробные занятия.
Хороший педагог готовится к каждому уроку, в том числе к пробному занятию. Репетитор тратит время на подготовку и на проведение урока. Это труд, который оплачивается, как обычный урок.
По договорённости с педагогом и ребёнком родитель может присутствовать на пробном занятии. Но репетиторы не рекомендуют этого делать: в присутствии мамы или папы ребёнок может чрезмерно стараться либо что-то недоговаривать в ответ на вопросы учителя. И педагог получит необъективную картину.
После занятия нужно узнать у ребёнка, насколько ему было комфортно на занятии. Для этого нужно спросить, например:
- понравилось ли занятие или нет и почему,
- что делали на уроке,
- что было интересно и неинтересно,
- узнал ли ребёнок что-то новое.
Ребёнок охотно расскажет о занятии, если оно ему понравилось.
Также нужно спросить у педагога, как прошло занятие, как он оценивает заинтересованность ребёнка и уровень владения языком. А также уточнить, можно ли достичь поставленной цели за указанный срок,
Не стоит ждать результатов сразу после первого урока. На пробном занятии репетитор и ребёнок знакомятся, устанавливают контакт.
Результаты появятся после нескольких уроков. Определить их можно, опираясь на поставленную цель. Например, если цель была — сдать ЕГЭ на высокий балл, нужно пройти пробный экзамен и посмотреть, стали ли результаты лучше. Если цель — подтянуть школьный английский, тогда результат проявится в оценках. Также можно попросить обратную связь у школьного педагога.
Если после нескольких занятий результата нет, нужно поговорить с педагогом, в чём может быть причина. Например, у ребёнка нет мотивации к изучению английского. Тогда стоит подумать о том, чтобы заняться другими предметами, либо попробовать сменить репетитора. Возможно, этот педагог не умеет мотивировать.
Как родители могут помочь репетитору:
- Определить цели вместе с ребёнком до поиска репетитора. Ребёнок охотнее занимается, если понимает, зачем он учит язык. А значит, лучше идёт на контакт с педагогом.
- Интересоваться успехами ребёнка на уроках.
- Интересоваться успехами в школе. Например, спрашивать, как написал контрольные, что не получилось и почему. Важно не предъявлять претензий, если результаты отличаются от родительских ожиданий.
- Не допускать пропусков. Заранее предупреждать, если занятие нужно перенести.
- Покупать дополнительные материалы, которые просит педагог.
- Выбрать удобный формат оплаты и не задерживать плату за занятия.