Что делать, если учитель гнобит ребёнка в школе Что делать, если учитель гнобит ребёнка в школе

Что делать, если учитель гнобит ребёнка в школе

Если ребёнка обижают в классе, а учитель это игнорирует

Слушать аудиоверсию этой статьи:

Когда ребёнок говорит, что не хочет больше ходить в школу или ему не нравится учитель, может показаться, что он просто ленится. Но причиной может быть какая-то неприятная или опасная ситуация, например буллинг или травля со стороны учителя. Если не обращать на это внимания, у ребёнка могут появиться проблемы со здоровьем или психикой. 

Рассказываем, как распознать буллинг со стороны учителя и чем родители могут помочь ребёнку.

Снижать оценку просто так — это буллинг.

Буллинг — это травля со стороны учителя, когда он оскорбляет, высмеивает ученика, настраивает класс против него или даже бьёт. Если учитель бездействует, когда над ребёнком издеваются одноклассники или поддерживает их насмешки из-за неправильного ответа, это тоже буллинг.

Буллинг может быть в отношении нескольких учеников или даже всего класса. Например, учитель унижает отстающих учеников перед остальными или называет всех тупыми. 

Бывает, что учителя без веских причин занижают оценки. Если ответить на вопрос «Почему такая оценка?» учитель не может или начинает огрызаться, это тоже буллинг. 

Поговорить с ребёнком

Дети могут скрывать, что учитель бьёт их линейкой по голове или обзывает тупыми. 

Часто это происходит в случаях, когда родители сами строго воспитывают ребёнка, кричат, бьют и наказывают за попытки пожаловаться кому-то из домашних. В этом случае ребёнок привыкает, что крики и удары — это норма поведения, на которую жаловаться нельзя. В итоге дети молчат и терпят. Всё это плохо сказывается на психике и жизни в будущем.

Юлия Бурмистрова
Детский психолог

Ребёнок может не рассказать о проблеме, если не понимает, что она существует.

Например, одноклассники заперли девочку в туалете и она рассказала об этом учителю. Тот ответил: «Ничего страшного, они просто так играют». Девочку продолжают запирать, она терпит, потому что взрослый, которому она доверяет, сказал, что в этом нет ничего плохого.

Есть общие признаки поведения ребёнка, по которым можно понять, что происходит что-то нехорошее и нужна помощь:

  • Резко перестал рассказывать об учёбе, хотя раньше охотно делился событиями дня. 
  • Тема школы вызывает агрессию.
  • Стал чаще говорить, что его никто в школе не любит или учитель много кричит.
  • Стал чаще болеть или притворяется больным, чтобы не идти на уроки. 
  • Перестал следить за собой, ходит неопрятным.

Эти признаки могут указывать и на другие проблемы, например отставание по предмету или невзаимную первую любовь. Что бы ни вызвало перемены, нужно поговорить. 

blank
Резкие изменения — это повод выяснить, в чём дело и нужна ли помощь

Иногда до ребёнка не получается достучаться и непонятно как быть. С полисом «Телемедицина» можно получить консультацию психолога онлайн. По промокоду ВЫИСКАЛИ действует скидка 15%.

Если ребёнок рассказал о неприятностях с учителем, не нужно сразу бежать в школу и ругаться. Лучше сначала выяснить, что происходит в классе, повторяется ли это, с чего всё началось. Ребёнок мог что-то приукрасить или неправильно понять, поэтому родителю нужно сохранить хладнокровие и разобраться в ситуации без эмоций.

Нет проблемы Проблема есть
— Марья Ивановна всё время снижает мне оценку, а Васе, который сидит через парту и решает точно так же, ставит на балл выше.
— Правда всё время?
— Ну, она снизила мне на последней контрольной. 
— Просто так? И никак не объяснила оценку?
— Она сказала, что будет снижать оценки, если увидит шпаргалку.
— А ты ею пользовался?
— Я телефон на секунду достал, она не должна была увидеть.
— Марья Ивановна всё время снижает мне оценку, а Васе, который сидит через парту и решает точно так же, ставит на балл выше.
— Правда всё время? 
— Да, за каждую контрольную и домашку. Она меня ненавидит, я больше не хочу ходить на математику.
— А ты не спрашивал, почему у тебя оценка ниже, чем у Васи?
— Спрашивал, она кричала, чтобы я не учил её ставить оценки.

После разговора нужно дать ребёнку понять, что он в безопасности, родители помогут ему разобраться в этой проблеме. Например, помогут сделать следующее домашнее задание или пойдут общаться с учителем.

О том, как общаться с детьми старше 7 лет, рассказали в статье «Что делать, если подросток не слушается».

Поговорить с учителем

Лучше всего пойти в школу, а не звонить учителю по телефону или переписываться в мессенджере. По телефону и в переписке часть эмоций может быть понята неправильно: время будет потрачено, вопрос не разрешится, а ситуация может накалиться ещё больше. 

Лучше договориться с учителем прийти на какой-то урок или зайти в конце дня. Начинать разговор лучше нейтрально: если сразу бросить обвинения, человек начнёт защищаться, продуктивного диалога не получится. Поможет беседа с позиции «нужна ваша помощь».

Юлия Бурмистрова
Детский психолог

Учитель может не знать, что у ребёнка есть какие-то проблемы. Задача родителя — правильно рассказать о них учителю.


Иногда учитель намеренно снижает оценку, например за ошибки при письме, потому что думает: «Он может лучше». 


Учитель хочет помочь ребёнку получить результат выше. Но если у ребёнка дисграфия, он не сможет выполнить требование учителя и начать писать без ошибок.


Для ребёнка и его родителей такое поведение кажется несправедливым. Но учитель может просто не знать о проблеме. Поэтому не нужно сразу идти и обвинять учителя: «У моего сына дисграфия, а вы его мучаете!» Лучше сказать так: «Вы снизили оценку за диктант и сказали, что он может лучше. Но у ребёнка дисграфия, правописание ему даётся тяжело. Я не прошу завышать оценки. Но ставить ему ниже, чем однокласснику, у которого работа такая же, кажется несправедливым и может демотивировать учиться».

blank
Обзывания и крики в духе «они меня доводят» — это ненормально и говорит о некомпетентности учителя

Разговор может не помочь, если учитель действительно настроен против ученика. Возможно, причина в каком-то конфликте. 

Обратиться к директору школы

Например, учитель поругался с родителем или сделал вид, что ничего опасного не происходит, ребёнок всё выдумывает. Если проблема действительно есть, после встречи ситуация только усугубится: на него будут продолжать кричать или крики прекратятся, но учитель будет занижать оценки за любую помарку, настроит против ребёнка других учителей.

Если проблему не получилось решить с учителем, нужно идти к директору школы.

Юлия Бурмистрова
Детский психолог

Обратиться к директору стоит, когда учитель отказывается решать проблему. 


Например, Коля жалуется на соседа сзади, который постоянно пинает его стул. Коле это мешает учиться.


Пересаживать детей учитель отказался даже после нескольких просьб Коли и его мамы. Аргументирует так: «Пусть учится работать в стрессе, у меня рассадка по журналу».


Это тоже можно считать издевательством, с таким нужно идти к директору.


К беседе лучше подготовиться: избавиться от эмоций, сформулировать аргументы, свою позицию и цель. Если другие родители тоже жаловались на этого учителя, надо собрать факты: скриншоты переписки, аудио или видео доказательства криков. Ни одному директору школы не нужно, чтобы родитель отправился со своей жалобой в вышестоящую инстанцию. Поэтому при общении с директором решение обычно находится.

Если беседы с учителем и директором не помогают, ребёнку некомфортно учиться, лучше перевести его в другой класс или школу.  

Это решение важно обсудить сначала с ребёнком. Бывает, что проблема в одном учителе, а сам класс и другие преподаватели ему нравятся, или новая школа находится слишком далеко. 

В любом случае смена школы, знакомство и привыкание к большому количеству новых людей — это стресс. Можно предложить сменить школу, но принимать такое решение он должен сам.

Поделиться: