Копили на квартиру, а купили яхту. Зачем мы отправились в кругосветку с детьми Копили на квартиру, а купили яхту. Зачем мы отправились в кругосветку с детьми

Копили на квартиру, а купили яхту. Зачем мы отправились в кругосветку с детьми

Рассказываю, как наша семья отправилась на яхте в кругосветку. Маршрут предполагает пять переходов, четыре из которых уже позади
Уже седьмой год мы с мужем и двумя дочками буквально живем на яхте. Пересекли Атлантику, дважды прошли опасный штормами мыс Горн. Сейчас мы в плавании и в декабре этого года планируем завершить нашу первую семейную кругосветку. Мы — первые экстремальные яхтсмены, которые отважились на такой маршрут с детьми. На момент начала экспедиции дочкам было 12 лет и 2,5 года.

С чего все начиналось

Мы жили в Новосибирске. Мой муж Андрей руководил финансовой компанией, я работала брокером. Но в какой-то момент отношения начали портиться.

На фоне семейных конфликтов у старшей дочки Насти стала развиваться бронхиальная астма. Первый приступ возник, когда ей не было и двух лет. Вскоре около нашего подъезда почти постоянно дежурила скорая.

Психолог помог мне понять, что проблемы со здоровьем ребенка отражают ситуацию в семье. Позже это осознал и муж.

Мы поняли, что нам необходимо как можно скорее восстановить микроклимат в семье. А для этого нужно было серьезно поменять образ жизни. Помогло давнее увлечение экстремальными видами спорта.

Как мы оказались в Тихом океане

Лето мы обычно проводили в Новосибирске, а зимовать ездили в Юго-Восточную Азию. Во время очередной поездки в Тайланд увидели объявление о наборе в экипаж парусной яхты для экспедиции по океану. Вписаться в такую авантюру мы тогда были не готовы, но зерна упали на благодатную почву.

Андрей стал учиться морскому делу. Через полгода завел разговор о покупке яхты. А в 2013-м, то есть еще через два года, мы приобрели парусную яхту «Титан» на деньги, которые откладывали на квартиру. Чтобы сэкономить, лодку мы брали с рук.

«Титан» построен в 1988 году, но для парусника такого класса это не возраст. Наша яхта — водоизмещением 14 тонн. Для многочисленной экспедиции она не подойдет, но для семьи — в самый раз. На лодке 8 спальных мест.

Сходство имени с «Титаником» нам не понравилось, и Андрей предложил назвать яхту Lady Mary.
Из «Титана» наша яхта превратилась Lady Mary — и в честь меня, и в честь Мэри Поппинс

Как пережили морскую болезнь

Поначалу мы уходили в плавание не дольше чем на три дня. Меня и Настю постоянно мучила морская болезнь. Неприятно реагировал желудок, а головная боль была такой силы, что хотелось поскорее вернуться на берег и избавиться от этой яхты. Таблетки не помогали.

Андрею и младшей дочке Ладе повезло — они от качки почти не страдали.

Но стоило нам отправиться в более длительное плавание, как морская болезнь отпустила. Оказалось, первые три дня — самые сложные. Затем вестибулярный аппарат привыкает, и на четвертый день уже можно наслаждаться морем.

После переезда на яхту приступы астмы у Насти прекратились.
Свежий океанский воздух пошел детям на пользу

Как мы отправились в кругосветку

Нам не хотелось расставаться с детьми, да и дочери просились с нами. На семейном совете решили переходить Атлантику вместе. Немалую роль сыграла и решимость Андрея — у него всегда разговор короткий: поставили цель — действуем.

Подготовка к переходу занимает времени чуть ли не больше, чем само плавание. Нужно технически подготовить судно, изучить навигацию, узнать особенности жизни в местах, куда планируем прибыть, получить визы, закупить продукты, лекарства.

Было страшно отрываться далеко от материка. Беспокоились мы и о здоровье дочерей. Но на седьмой день пересечения Атлантики, нашего первого океана, страхи ушли.

Если становится страшно, надо просто идти вперед и что-то делать.

Как устроен яхтенный быт

Важная составляющая жизни — пресная вода, ее нам приходится все время экономить. В сутки наша семья потребляет 35 литров. Запас воды в баках и канистрах – около 700 литров.

Для забора морской воды на камбузе установлен специальный насос. В длительном плавании мы добавляем забортную воду в супы и вторые блюда, но не более одной трети.

Моемся тоже морской водой, а ополаскиваемся — пресной. Андрею хватает 1,5 литра пресной воды, а девочкам нужно побольше. Мы с дочками даже подстриглись перед Атлантикой, чтобы меньше тратить. На мытье палубы уходит ведро в неделю. В море пыли нет, но приходится бороться с плесенью. Для этого тоже нужна пресная вода.

Для приготовления пищи используем скороварку, термосы и солнечную печку. В начале плавания, когда запас свежих продуктов еще большой, мы питаемся практически как дома. На случай качки всегда есть «холостяцкие» варианты: тушенка и гарнир — гречка, рис, макароны, чечевица. Все, что при варке не нужно помешивать.

Если штормит серьезно, едим консервы, фрукты и быструю еду: заварное картофельное пюре, изредка — доширак. Иногда с вечера завариваем на утро каши и крупы в термосе с широким горлом.

Вопрос со школой мы решили, переведя старшую на домашнюю форму обучения

За годы плавания мы стали гуру в экономии продуктов: из остатков каши можно сделать котлеты или оладьи, из вареной гречки — запеканку с сыром и чесноком, а из манки и кукурузной крупы получается отличный кекс.

Об опасностях: штормы, пираты, ядовитая рыба

За время морских плаваний погода нередко преподносила нам сюрпризы. Шторм в 11 баллов по шкале Бофорта застал нас у Фолклендских островов и не утихал неделю. В самый пик волны достигали одиннадцати метров.

Мы пережидаем стихию в каютах. Выходить на палубу в такую погоду нужно в спасжилете с карабином, пристегнутым к вантам, иначе смоет. Упавшего за борт в такой шторм спасти нереально: яхта несется очень быстро, чтобы развернуться нужно время, а вода ледяная, больше шести минут не продержаться.

В августе прошлого года мы с Андреем серьезно отравились рыбой, которую сами же выловили на Маркизских островах. К счастью, дети рыбу не любят. Как выяснилось, мы подцепили сигуатеру — заболевание, вызываемое ядом некоторых видов рифовых рыб.

На пиратов ни разу не попадали, но они существуют. В опасные воды мы стараемся не заходить. Если вдруг местные кажутся нам подозрительными — проходим мимо.

Что дальше

За семь лет плавания мы стали отважнее. Мы не боимся неизвестности, нас не тяготит одиночество. Например, изоляции и карантина мы даже не заметили. Мы ценим простые радости, нас легко сделать счастливыми — теплый душ, поход в гости, ночевка на берегу, сыр или свежий йогурт.

«День Нептуна» посреди океана

А еще мы стали настоящей командой, всегда стараемся быть на подхвате. Часто говорим друг другу: «Я тебя люблю». Даже если кто-то взорвется, конфликт не вызывает глубокой затаенной обиды и проходит за несколько часов, будто и не было. Каждый делает выводы, понимая, что «это жжжж» было неспроста.

Планов на будущее много. После окончания кругосветки думаем об организации тематических экспедиций в высокие широты или по местам географических открытий русских мореплавателей, хотим вернуться в Антарктиду и пройти Северный морской путь.