Зачем мне это
Однажды на пороге моей квартиры появился каучсерфер с вопросом: «В Москве есть заброшенные здания?» Я загуглила. Гугл привел нас в бывшую эскалаторную галерею на Воробьевых горах. Когда-то по ней ходила Софи Лорен.
Эмоция упала на благодатную почву. Мистическая атмосфера, байки о привидениях и прочая романтика декаданса привлекали меня с детства. Заброшки стали личным открытием, трепетом. Они позволяют прикоснуться к особенной, невылизанной властями истории.
С тех пор прошло три года. Я успела посетить локации в 40 странах. Каждый раз фотографирую объект, узнаю его историю, фиксирую свои впечатления в блоге. Мои репортажи находят серьезный отклик. Да и для чего ходить туристическими маршрутами? Бессмысленно.
Как я ищу локации?
Самый простой вариант — поисковик. Можно также искать по группам в Facebook или «ВКонтакте». Перед поездкой бросаю клич на платформе каучсерфинга и дублирую его на своих страницах в соцсетях. Помимо этого есть несколько тематических ресурсов, которые могут помочь.
Сайты для тревел-сталкеров:
- Atlas Obscura — необычные достопримечательности по всему миру.
- Русскоязычный Urban3p — огромная база по российским объектам, есть и зарубежные места.
- Abandoned Berlin — гид по заброшенному Берлину с локациями и описаниями.
- I luoghi dell’abbandono или Lady Urbex — для путешествий по северной Италии.
- Для США подойдет сайт Roadtrippers.
- Stalker — здесь я делюсь собственными находками.
Второй вариант — офлайн. Нужно общаться с местными: от соседей до прохожих.
Например, мы однажды стопили по Австрии до Вены. Нас подобрал водитель на какой-то дорогущей машине с откидным верхом. Он рассказал, что прямо на берегу Дуная в центре города можно найти заброшенный корабль, который раньше был рестораном. Это место стало одним из самых удивительных найденных нами заброшек.
В другой раз в Туле, когда я стопила к одному заброшенному бассейну с венецианским куполом, водитель рассказал мне, что неподалеку есть заброшенный детский лагерь и даже отвез меня туда. Такие истории случаются постоянно — самое главное, не молчать и рассказывать всем подряд о своем хобби.
Вандализм
Сохранность недействующих зданий зависит от отношения властей. Например, в Италии и Испании они в отличном состоянии. Внутри все практически без изменений. Сундуки со старинными книгами и одеждой, старые документы…
В нашей и в постсоветских странах строения разворовывают. Из домов выносят даже обои и окна. Координаты заброшек российские сталкеры передают только проверенным людям и буквально шепотом.
Мой личный клад
Именно поэтому один из алмазов в моей коллекции — огромная библиотека в Подмосковье, полная хороших книг. Абсолютная неожиданность в свете описанных выше констант.
Дело было в заброшенном интернате, про который мне рассказал знакомый. К счастью, об этом месте мало кто знал, и поэтому оно сохранилось практически в первоначальном виде. Там даже были компьютеры, одежда, шкафы, кровати, ну и конечно, эта библиотека, где можно было найти книгу на любой вкус.
После моего посещения книг не убавилось, ведь у любителей «чистой истории» есть свой этикет. Главное правило в нем — ничего не выносить из объекта.
Я строго его придерживаюсь. Оставила следующим гостям и полные истории болезней, найденные в итальянской психбольнице.
Эти медкнижки — настоящий клад не просто потому, что можно выяснить методологию лечения. Они по-настоящему уникальны.
После Второй мировой и до 1978 года в Италии ставили опыты над пациентами. Все ужасы описаны в этих документах. К тому же подтверждены они не только буквами, но и всевозможными рентгеновскими снимками.
Чужие клады
Истории о находках, тем более самовольно присвоенных, естественно, не афишируются. Из дома хирурга Крафта в Германии, например, исчезла картина французской художницы Леоноры Фини, которую когда-то приобрела супруга доктора.
Это известный факт. Может быть, новый владелец считает себя потрясным кладоискателем.
Мой молодой человек в одном из заброшенных итальянских замков нашел огромные сундуки. В них хранились старинные бутылки с вином, книги на латыни, одежда прошлых веков. Настоящие сокровища, которые в один момент стали никому не нужными. Мы тоже оставили их на месте как музейные экспонаты.
Безопасность
Сталкерство опасно для жизни. Из очевидного — аварийное состояние зданий. Ступать стоит осторожно, с собой всегда брать фонарик. Я, например, боюсь маньяков, которые, согласно городским легендам, живут как раз в таких заброшенных зданиях. Поэтому ношу с собой газовый баллончик или ножик.
Всегда есть и вероятность нарушить закон о неприкосновенности частной собственности. Местные вызовут полицию, а разбираться с властями в чужой стране — не самое приятное времяпрепровождение.
У меня есть история для прикрытия. Например: «Я очень хотела в туалет, а тут как раз была дыра в заборе». Главное, говорить уверенно.
Из неочевидного. В Янгоне (Мьянма) я не только ощутила на себе гнев местных жителей (они были не очень рады, что по их двору лазают два каких-то «белых мистера»), но опасалась нападения змей и бездомных собак.
Слава богу, обошлось. Но, в случае чего, надо стараться не ходить по высокой траве, надевать закрытую одежду и громко топать, чтобы змеи уползли. Собаки же боятся вас еще больше, чем вы их. Сделайте вид, что вы берете с земли камень, и скорее всего, они сразу же убегут.
Не один раз я ночевала в заброшенных зданиях Италии и Мьянмы. Палатки в не предназначенных местах ставить в этих странах запрещено, а на локации никто тебя не увидит. Такой вариант даже выигрывает у хостела: в моем распоряжении огромные апартаменты и даже настоящие замки!
Заброшенные места — это всегда приключение и эмоции. Пока локация не стала попсой, ее стоит искать.
Что видит обычный турист? Открытку. Сталкеру интересны не только радужные пони, а вся палитра: от страха до счастья. Именно такие встречи с историей делают путешествие неповторимым.
Фото: Настя Жвик