Электронный паспорт: что собой представляет, когда и где его использовать Электронный паспорт: что собой представляет, когда и где его использовать

Электронный паспорт: что собой представляет, когда и где его использовать

18 сентября 2023 года президент подписал указ о введении электронных документов. Их можно будет предъявлять вместо бумажных аналогов. Разобрались, что собой представляет электронный паспорт, как будет работать, когда им можно будет воспользоваться и какие есть риски.

Прочитайте статью по этой теме
Ещё один проект, который тестируют в этом году:
Цифровой рубль: что такое, как работает и зачем он нужен
Что вы узнаете:
Что вы узнаете:

Что такое электронный паспорт

Это данные паспорта, которые записали на электронный носитель. Такой паспорт можно будет предъявить только через приложение «Госуслуги». Чтобы подтвердить личность, нужно будет открыть паспорт в приложении и показать QR-код.

Бумажный паспорт останется главным документом. Электронный можно будет использовать по желанию — говорится в указе президента.

Похожие проекты создаются в России не впервые: к примеру, в 2022 году водителям разрешили предъявлять QR-код из приложения «Госуслуги Авто» вместо водительского удостоверения. Но QR-код не заменяет оригинал документа: физическое удостоверение всё ещё нужно иметь при себе. 

От людей можно услышать про «цифровой паспорт». На самом деле разницы нет. В проекте постановления Правительства РФ нет ни «цифрового», ни «электронного» паспортов. Даже в самом приложении «Госуслуги» нет таких названий. Намного важнее разобраться, в каких случаях использовать такой документ и как защитить свои данные.

Прочитайте статью по этой теме
Вот что ещё работает через «Госуслуги»:
Теперь ОСАГО можно урегулировать онлайн

Как развивался проект цифрового документа

Первый проект о введении электронного паспорта появился в 2019 году. Тогда предлагали сделать пластиковую карту с чипом, на котором бы хранились фото и отпечатки пальцев. Такие карты планировали вводить с начала 2020 года в трёх регионах, чтобы протестировать формат: в республике Татарстан, Москве и Московской области. 

Предполагалось, что при выдаче карты на неё будет записываться полное имя, дата рождения, личная подпись владельца, номер документа, дата выдачи, срок действия и информация о выдавшем органе. 

Людям пришлось бы платить 1000 рублей за дополнительную версию паспорта в виде пластиковой карты с чипом. Властям это показалось дорого, и после пилотного тестирования они закрыли проект на неопределённый срок. 

Если бы человек потерял паспорт в виде пластиковой карты, то ему бы пришлось выпускать паспорт заново — за это пришлось бы платить. Плюс человек мог бы забыть пластиковый паспорт, как и бумажный. Получается, что проблема удобства не решалась. Поэтому подход требовал доработки. 

В 2022 году к проекту вернулись, но из-за санкций и дефицита импортных чипов его снова заморозили.

В феврале 2023 года президент одобрил идею главы Минцифры Максута Шадаева о запуске электронного паспорта через приложение в виде QR-кода. В сентябре президент подписал указ, и сейчас правительство занимается реализацией проекта.

Как будет работать электронный паспорт

Правительство создаст специальный реестр организаций, где можно будет предъявлять электронный паспорт. 

За реестр будет отвечать Минцифры, но компаниям придётся самостоятельно подавать заявку по форме, прикладывать подтверждающие документы и отправлять их в министерство. Если Минцифры не добавило компанию в реестр, то она не сможет удостоверять личность по электронному паспорту. Поэтому в некоторых компаниях могут отказать в предъявлении электронного паспорта и потребовать бумажный.

Граждане будут показывать QR-код документа, а сотрудник компании будет считывать его и сравнивать одноразовый код через приложение «Госуслуги». Так будут удостоверять личность.

Помимо одноразового кода, организации будут получать сведения, которые нужны для обработки персональных данных. Например, при посадке на поезд дальнего следования по QR-коду проводник получит четыре последние цифры номера паспорта и фотографию. Но не больше этого — в этом плюс электронного паспорта.

Электронный паспорт уже не пилотный проект. Он будет работать сразу во всех регионах. Поэтому новым документом смогут воспользоваться люди из разных частей страны, не только из Москвы.

Как сделать электронный паспорт

По сути паспорт биометрический: в нём хранится фотография и голос гражданина. Эти данные добавляет каждый гражданин при регистрации в приложении «Госуслуги», когда делает селфи и называет цифры с экрана.

Если вы уже зарегистрировались на портале «Госуслуги», то повторно добавлять свою биометрию не нужно, но каждые три года её надо подтверждать. Просмотреть статус биометрии можно в профиле портала «Госуслуги» в разделе «Биометрия».

Если биометрия активная, далее нужно добавить фотографии главной страницы паспорта, прописки и семейного положения в приложение «Госуслуги». Ниже — как это сделать.

Прочитайте статью по этой теме
Посмотрите, что ещё можно сделать через «Госуслуги»:
7 лайфхаков «Госуслуг», о которых вы вряд ли знали

Через телефон

  1. Откройте приложение «Госуслуги» и перейдите в раздел «Документы».
  2. Найдите блок «Для предъявления», нажмите на «Паспорт».
  3. В открывшемся окне нажмите на «Детали документа». 
  4. Найдите блок «Фото и сканы» и нажмите «Добавить». Добавьте фотографии главной страницы паспорта, прописки и семейного положения.
Электронный паспорт: что собой представляет, когда и где его использовать
Интерфейсы «Госуслуг» в Android и iOS практически идентичны, поэтому разобраться будет несложно, а весь процесс занимает несколько минут.

Через компьютер

Откройте сайт «Госуслуги» и перейдите в раздел «Документы». В открывшемся окне нажмите на поле «Паспорт РФ».

Как сделать электронный паспорт
Попасть в раздел «Документы» можно после входа на портал — делайте это с домашнего компьютера или используя гостевой режим в браузере, чтобы ваши данные не сохранились.

В открывшемся окне с паспортом внизу нажмите «Выбрать файл». Добавьте фотографии главной страницы паспорта, прописки и семейного положения. 

После этого можно убедиться, что электронный паспорт готов. Для этого откройте QR-код через приложение.

QR-код паспорта появится, когда вы нажмете кнопку «Предъявить». Сделайте скриншот экрана и откройте его в Google Объективе или любом другом сканере QR-кодов
QR-код паспорта появится, когда вы нажмете кнопку «Предъявить». Сделайте скриншот экрана и откройте его в Google Объективе или любом другом сканере QR-кодов

При смене смартфона, чтобы продолжить пользоваться цифровой версией паспорта, потребуется снова подтвердить свою биометрию при входе в приложение.

Когда и как использовать электронный паспорт

Премьер-министр пока не подписал постановление правительства. Но предполагаемые сроки уже можно посмотреть в тексте документа. Ниже собрали таблицу на основе последней версии постановления. 

КогдаВ каких случаях
С момента публикации постановленияВ магазинах, чтобы подтвердить возраст для покупки табачных и алкогольных изделий
С 1 февраля 2024 годаВ музеях, в поездах дальнего следования, в автобусах междугороднего следования, на почте при получении и отправлении посылок
С 1 апреля 2024 годаВ офисах провайдеров связи, в банках
С 1 июля 2024 годаДля оформления доступа на территорию, кроме госучреждений и мест с особым режимом
С 1 сентября 2024 годаВ многофункциональных центрах
С 1 января 2025 годаВ больницах и гостиницах

Где уже применяется электронный паспорт 

Электронное подтверждение личности уже работает в странах Евросоюза и в США, а с недавнего времени и в Казахстане. Но везде электронные паспорта приравниваются к бумажным, а бумажные не выводятся из системы документооборота. Это значит, что бумажные документы всё ещё важны в некоторых сферах жизни или для определённых категорий граждан. Возможно, это связано с традициями, привычками или техническими ограничениями. Например, бумажный документ может понадобиться для поездки за границу или как подстраховка в случае проблем с интернетом. 

Кроме того, некоторые страны могут продолжать использовать бумажные паспорта из соображений безопасности и контроля, чтобы предотвратить подделку электронных документов. Поэтому вряд ли в ближайшем будущем состоится полный переход на цифру.

В Казахстане 

С 2022 года казахстанцы могут предъявлять цифровой паспорт через мобильное приложение eGov Mobile — аналог единого портала «Госуслуги» в РФ. Кроме того, переведены в цифровой формат ещё 18 документов, включая водительские удостоверения и свидетельства о рождении. Электронные версии документов приравнены к бумажным, с ними можно получать привычные услуги, включая финансовые.

В Эстонии

Эстонцы называют цифровой паспорт электронным удостоверением личности, или eID. Выдают его в виде ID-карты — на неё записывают два сертификата — чтобы подтверждать личность и чтобы подписывать документы цифровой подписью. Второй — чтобы подтверждать свою личность. Цифровая подпись эстонца имеет силу не только в Эстонии, но и в госучреждениях Евросоюза. 

В Америке

У американцев электронный паспорт содержит чип с информацией из бумажного паспорта, а также фотографию. Электронной версией документа можно пользоваться на территории США и в странах безвизового въезда. 

В Германии

Немецкий электронный паспорт работает по принципу эстонского: это ID-карта, на которой записаны персональные данные о владельце и цифровая подпись, имеющая силу не только в Германии, но и в госучреждениях Евросоюза. 

Граждане Германии могут в любой момент деактивировать электронное удостоверение личности, для этого есть специальная процедура.

Какие есть риски у цифрового документа

Пока что в системе хранения данных электронных паспортов остаются уязвимости — помните о них перед тем, как завести новый документ. 

Хакеры могут взломать портал «Госуслуги»

Злоумышленники могут получить доступ к базам «Госуслуг» и воспользоваться вашими персональными данными. Взять кредит в крупном банке не получится — там требуют скан паспорта. А микрофинансовые организации могут перевести деньги на карту другого человека на основе данных первых страниц паспорта и СНИЛС.

Хотя портал «Госуслуги» защищает данные пользователей, гарантировать их неприкосновенность сервис не может.

Компания может воспользоваться данными

Чтобы по ошибке не передать свои данные мошенникам, можно заранее проверить, есть ли компания в реестре Минцифры. Но в любом случае, если компании не будет в реестре, она не сможет получить данные, потому что для этого нужен доступ к специальным функциям «Госуслуг». Такой дают только, если компания подала заявку и попала в реестр.

Под QR-кодом будет номер и серия паспорта, поэтому перед предъявлением электронного документа лучше узнать, есть ли компания в реестре Минцифры. Чтобы даже такие данные не попали в руки злоумышленников.

Мошенники могут украсть телефон

Гражданин может потерять мобильный телефон, и тогда мошенники могут получить доступ к персональным данным в «Госуслугах». Чтобы этого не допустить, можно в приложении установить вход по биометрии. Для этого нужно получить стандартную или подтверждённую биометрию и дальше в профиле в разделе «Безопасность» включить «Вход по биометрии». 

В тексте доработанного проекта постановления правительства также указано, что при предъявлении электронного паспорта нужно присутствовать лично, так как сотрудник компании будет сравнивать гражданина с его фотографией из «Госуслуг». Поэтому мошенник с доступом в приложение не сможет воспользоваться электронным паспортом, чтобы взять кредит в офисе банка. Но это не отменяет того, что он может воспользоваться паспортными данными, чтобы получить кредит в микрофинансовой организации, где не требуется ваше физическое присутствие.

Смотреть все