7 лайфхаков «Госуслуг», о которых вы вряд ли знали 7 лайфхаков «Госуслуг», о которых вы вряд ли знали

7 лайфхаков «Госуслуг», о которых вы вряд ли знали

Онлайн можно не только записаться к врачу

С 15 июля 2023 года можно дистанционно оформлять ДТП по ОСАГО. А что ещё можно делать на «Госуслугах», о чём вы не знали?

Хранить документы

На «Госуслугах» можно хранить документы в цифровом формате: фотографии или отсканированные PDF-документы. Так вы точно знаете, где можно быстро найти важные документы, если их нет под рукой, когда нужно.

Как загрузить:

  1. Зайти в личный кабинет.
  2. Выбрать раздел «Профиль».
  3. Выбрать страницу «Цифровой архив»:
7 лайфхаков «Госуслуг», о которых вы вряд ли знали
Источник здесь и далее: gosuslugi.ru

На момент, когда мы пишем эту статью, в июле 2023 года, можно загрузить фото паспорта РФ, водительских прав и загранпаспорта.

Выбираете, какой документ хотите загрузить. Сервис откроет страницу, где вы вводили данные по этому документу. Внизу страницы кликайте «Выбрать файл»:

7 лайфхаков «Госуслуг», о которых вы вряд ли знали

Загружать можно файлы в форматах .pdf, .png, .jpg или .jpeg.

Если вы ещё не вносили данные по документу, сервис напомнит вам об этом и предложит перейти на соответствующую страницу. Пока вы не внесли данные, загрузить фото документа не получится.

7 лайфхаков «Госуслуг», о которых вы вряд ли знали

В декабре 2022 года сервис запустил новую услугу — доступ по QR-коду к водительским правам и свидетельству о регистрации транспортного средства (СТС).

Владелец автотранспорта загружает эти документы на «Госуслуги Авто». Сервис формирует QR-код, который водитель имеет право предъявлять инспектору ГИБДД вместо бумажных прав и СТС. Но система предупреждает: пока проект находится на стадии тестирования и сотрудники ГИБДД имеют право попросить и бумажные документы.

Если вы хотите как можно меньше общаться с инспекторами ГИБДД, прочитайте статью «Какие авто реже всего останавливают гаишники».

Проверить свою кредитную историю

Через «Госуслуги» можно запрашивать сведения по кредитам и проверять, не оформлены ли на вас случайно займы, о которых вы не знаете. Также кредитную историю неплохо знать, когда собираешься брать крупный заём. Банки проверяют рейтинг заявителя — смотрят по кредитной истории, насколько он добросовестный. Если в истории были долги, банк может отказать в займе.

Как проверить свою кредитную историю:

  1. Зайти в категорию «Справки, выписки».
  2. Выбрать раздел «Сведения о бюро кредитных историй»:
7 лайфхаков «Госуслуг», о которых вы вряд ли знали

На основании паспортных данных сервис найдёт, в каких бюро хранятся данные о ваших кредитах.

7 лайфхаков «Госуслуг», о которых вы вряд ли знали
Автор статьи узнал, что свою кредитную историю он может запросить в трёх бюро

Можно обратиться в офис бюро или скачать историю на сайте. Переходите по ссылке из документа, вносите свои данные и подтверждаете вход через «Госуслуги». Бюро формирует выписку о кредитах, оформленных по вашему паспорту.

Узнать, как действовать в разных ситуациях

На сервисе лежит множество подробных инструкций, которые помогают в разных жизненных ситуациях. Например, есть такие страницы:

  • «‎Ваши документы утеряны или украдены?»: пошаговые инструкции, как восстановить утерянные документы — паспорт, аттестат об образовании, СНИЛС, ИНН, трудовую книжку и другие;
  • «‎Отправляемся в путешествие»: какие документы нужно брать с собой, путешествуя по России и за рубежом, как получить визу и что нужно знать, отправляясь в длительное путешествие на автомобиле.

А в нашем журнале мы рассказываем, куда можно поехать. Например, про автомобильное путешествие на Кольский полуостров.

Сделать электронную цифровую подпись

Многие организации принимают документы в электронном виде: присылают клиенту договор, просят его распечатать, подписать, отсканировать и прислать обратно по электронной почте PDF-файл. Это неудобно, да и далеко не у всех дома стоят принтеры и не все знают, что такое PDF и как его делать.‎

Чтобы электронный документооборот был проще, придумали электронную цифровую подпись. Это файл, в котором хранится зашифрованная информация, подтверждающая личность человека и подлинность подписанного документа. У неё такая же юридическая сила, как у подписи от руки.

Как сделать цифровую подпись:

  1. Скачать приложение «‎Госключ»— в Google Play, App Store или RuStore.
  2. Пройти регистрацию — войти через «‎Госуслуги»‎, прочитать документы и установить пароль.

Есть два типа подписи: усиленная неквалифицированная электронная подпись (УНЭП) и квалифицированная подпись (УКЭП).

УНЭП формируется автоматически для всех, кто зарегистрирован на «Госуслугах» и скачал приложение «Госключ». Этой подписью можно заверять большинство документов. Например, договора на оказание услуг, уведомления от ведомств, например налоговой и МВД.

Чтобы сделать УКЭП, нужен биометрический загранпаспорт и смартфон с NFC. УКЭП нужнее предпринимателям, чтобы подписывать отчёты для контролирующих органов, участвовать в электронных торгах и заключать сделки.

Дать ребёнку бесплатное IT-образование 

На «Госуслугах» ученики 8–11-х классов могут выбрать бесплатный курс по программированию. Курсы ведут государственные и коммерческие учебные заведения, например НОЦ МГТУ им. Н. Э. Баумана, «Университет Иннополис», школа «Фоксфорд», Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, «Яндекс».

Ученик может выбрать один из 12 языков программирования и учиться очно или онлайн. Запись на курсы периодически закрывают, когда все места заняты. Когда поток проходит курс, принимают новых учеников.

Как зарегистрироваться на обучение:

  1. Зайти на страницу проекта «Код будущего».
  2. Выбрать формат обучения — очное или дистанционное, курс и учебное заведение. 
  3. Пройти тест.

Методисты оценят уровень знаний и пригласят на курс.

Чтобы проходить IT-курсы, нужен компьютер с определёнными комплектующими. Рассказываем об этом в статье «Как выбрать компьютер школьнику».

Настроить уведомления

«Госуслуги» объединяют десятки ведомств. Граждане здесь могут обратиться в налоговую, министерства внутренних дел, здравоохранения, образования и другие организации. Когда вы посылаете запрос в организацию, в ответ получаете отчёты о статусе услуги и документы. Одни сообщения могут быть важными, а другие — нет.

В личном кабинете можно настроить уведомления. Например, включить оповещение для сообщений из ФНС, если вам важно знать, что вам ответили из налоговой. И наоборот, отключить уведомления о том, что пришло сообщение из Минздрава.

Как настроить уведомления:

  1. Зайти в личный кабинет, раздел «Уведомления»:
7 лайфхаков «Госуслуг», о которых вы вряд ли знали
  1. Кликнуть на значок с тремя точками над списком писем:
7 лайфхаков «Госуслуг», о которых вы вряд ли знали
  1. Кликнуть на «Настройки»:
7 лайфхаков «Госуслуг», о которых вы вряд ли знали
  1. Открыть вкладку «Госпочта». Отметить, от каких ведомств хотите получать уведомления, а от каких — нет. Синий ползунок значит, что уведомления активны:
7 лайфхаков «Госуслуг», о которых вы вряд ли знали

Развестись через интернет

Чтобы подать заявление на расторжение брака, не обязательно идти в ЗАГС или МФЦ. Оформить развод можно через «Госуслуги». Сделать это могут пары, у которых нет несовершеннолетних детей. Если дети есть, развестись через интернет не получится.

Как оформить развод:

  1. Зайти в категорию «Семья».
  2. Выбрать раздел «Расторжение брака»:
Оформить развод можно через «Госуслуги»

Сервис предложит пройти анкету и загрузить документы. Для оформления развода через «Госуслуги» супругам нужны:

  • паспорта РФ;
  • загранпаспорта, выданные на 10 лет;
  • мобильные устройства с функцией NFC;
  • установленное приложение «Госключ» (электронная цифровая подпись);
  • данные из свидетельства о браке;
  • СНИЛС и адрес электронной почты супруга.

Супруги платят госпошлину — в июле 2023 года это по 650 рублей с каждого. Брак расторгают в течение месяца после подачи заявления.

Поделиться: