Как общаться с чужими детьми, когда своих нет Как общаться с чужими детьми, когда своих нет

Как общаться с чужими детьми, когда своих нет

Советы психолога, как вести себя с дошкольником

Что делать, если пришли в гости, а там маленький ребёнок? Когда нет опыта общения с детьми, могут возникнуть сложности. Непонятно, как представиться, надо ли играть с чужим ребёнком, как его случайно не обидеть. Ещё — как быть, если он внезапно укусил или стал проявлять агрессию? Психолог рассказала, как лучше общаться с дошкольником.

Договориться, как называть друг друга

Взрослые люди при знакомстве обозначают, как обращаться друг к другу. Например, «Ангелина, а не Лина или Геля». 

Такое же правило действует в общении с ребёнком. Сначала нужно поздороваться, представиться и спросить, как можно обращаться к ребёнку.

Кристина Дьякова
Психолог

Взрослый ответственен за то, как к нему будет обращаться ребёнок. 

При знакомстве лучше назвать имя, которое обычно говорят друзья, другие взрослые люди.

Бывает, что в семьях учат детей обращаться к взрослым «тётя» или «дядя». Если это обращение не нравится, нужно сказать об этом сначала родителям и, если они согласны, попросить ребёнка обращаться по имени. 

В некоторых семьях воспитывают в ребёнке уважение к взрослым через официальное обращение. Если родителям важно, чтобы к чужому взрослому ребёнок обращался как к «тёте» или «дяде» либо по имени и отчеству, не нужно настаивать и просить называть себя просто по имени. Маленькому ребёнку сложно будет понять, почему ко всем взрослым надо обращаться так, как просят родители, а к новому гостю — «просто Ангелина». 

Не трогать ребёнка против его воли

Пытаться подружиться с ребёнком, задавать много вопросов и всячески привлекать внимание не нужно. Если ребёнок стеснительный, ему сначала нужно привыкнуть и понаблюдать за новым взрослым.

Пока ребёнок привыкает, молчит и наблюдает за новым для себя взрослым, лучше его не торопить

Когда ребёнок привык и стал подходить, не надо обнимать его или целовать. Ребёнок — такая же личность, как и взрослый, просто пониже ростом. Нужно уважать его границы и не прикасаться без разрешения.

Общаться с ребёнком лучше на уровне его глаз. Например, присесть рядом с ним на колено или на стул. Когда во время диалога на собеседника смотрят сверху вниз, это неприятно даже взрослым.

Разговор должен быть спокойным, общаться с ребёнком надо как со взрослым. Если ребёнка видят редко или впервые, не нужно начинать сюсюкать или коверкать слова.

Бывает, что из-за редких контактов с детьми с ними неловко общаться и это вызывает дискомфорт. С полисом «Телемедицина» можно получить консультацию психолога онлайн в любое удобное время. По промокоду ВЫИСКАЛИ действует скидка 15%.

Даже если ребёнок привык, перед уходом не нужно стараться его обнять: возможно, он этого не хочет. Лучше сначала спросить об этом

Сыграть во что-то, если есть желание

Привыкнув к новому человеку, ребёнок может захотеть с ним поиграть. Если есть желание, можно предложить подключить к игре родителей. Но если хочется не играть с ребёнком, а провести время за общением внутри своего круга, об этом нужно сказать. 

Не нужно терпеть, пока игра закончится, только чтобы не обидеть ребёнка или выглядеть хорошо перед другими взрослыми. Дети легко чувствуют фальшь, хорошего настроения и пользы это никому не принесёт.

Если сильно не хочется расстраивать ребёнка, но сил на игры нет, можно предложить почитать книгу или что-то рассказать, например что нравится, как дела в садике.

Можно не читать, а просто посмотреть вместе картинки и рассказать интересные факты про персонажей

В статье «41 идея подарка для ребёнка» рассказали, что может быть интересно детям разного возраста и характера.

Если ребёнок проявляет агрессию — не воспитывать, а уйти

Заигравшийся ребёнок может поцарапать, ударить или укусить. Дети 2−3 лет не всегда могут проконтролировать свою силу или объяснить, что они хотят. 

В этом случае не нужно обижаться, ругаться или легонько давать сдачи. Ребёнок не поймёт, что случилось, или примет это как сигнал, что можно продолжить так делать дальше.

Кристина Дьякова
Психолог

Когда ребёнок толкается, кусается или дерётся, нужно мягко, но уверенно остановить его. 

Нужно чётко произнести: «Мне неприятно и больно. Меня нельзя кусать. Я не разрешаю так со мной себя вести».

Если ребёнок расплакался или загрустил, не нужно смеяться, пытаться его рассмешить или начать уговаривать, что так большие дети не делают. От этого малыш может расплакаться ещё больше.

Не всегда дети дерутся, чтобы сделать больно. Иногда это способ привлечь внимание или объяснить что-то, для чего пока не хватает словарного запаса. Источник

Воспитывать ребёнка и объяснять, что можно и нельзя делать, — это задача родителей. Лучше в этой ситуации отойти в сторону и рассказать родителям, что случилось.

Что запомнить про общение с чужими детьми
  • При знакомстве с ребёнком договориться, как обращаться друг к другу.
  • Соблюдать личные границы ребёнка и отстаивать свои.
  • Играть с ребёнком, только если есть желание. Если играть не хочется, сказать об этом и предложить чем-то заняться, например порисовать, показать игрушки, или что-то рассказать.
  • Не отвечать на агрессию ребёнка, а сообщить о произошедшем его родителям.
Поделиться: