Посоветовались с экспертом детских товаров, на какие параметры нужно обращать внимание при выборе коляски для малыша.
Идеальной коляски не бывает. Модель, купленная по рекомендациям знакомых, одной семье может подойти, а другой, наоборот, покажется неудобной.
Конструкция коляски
По конструкции коляски бывают трёх типов: коляски-люльки, трансформеры и блочные коляски.
Коляска-люлька. На раме, чаще всего крестообразной, стоит только блок-люлька. Когда ребёнок вырастает, нужно покупать прогулочную коляску.
Плюсы и минусы люльки:
✅ Все колёса большие, проходимость самая лучшая.
✅ Отличная амортизация.
❌ Большой вес — не подойдёт, если в доме нет лифта.
❌ Передние колёса неповоротные, и, чтобы развернуть коляску, нужно надавить на ручку и развернуть всю коляску.
❌ Такая коляска занимает много места в багажнике.
Коляска-трансформер. На раме спортивного типа, то есть не крестообразной, стоит только один блок, сложенный в люльку. Когда ребёнок подрастает, с помощью ремней блок трансформируется в прогулочный вариант.
Плюсы и минусы трансформера:
✅ Это самая компактная коляска. Подходит для квартир, где мало места.
✅ Это самый бюджетный вариант.
❌ Плохое качество: по сравнению с другими вариантами прослужит меньше. Часто родителям приходится покупать ещё одну коляску.
❌ У трансформера очень маленький блок: ребёнку тесно и в люльке, и в прогулочном блоке.
Блочная коляска «два в одном», «три в одном» или «четыре в одном». На раму спортивного типа устанавливают люльку, а когда малыш подрастает, ставят прогулочный блок. В варианте «три в одном» есть ещё автокресло категории 0+, которое также можно поставить на раму. «Четыре в одном» включает люльку, прогулочный блок, автокресло и подставку под люльку.
Плюсы и минусы блочного варианта:
✅ Это самая манёвренная коляска: поворотные передние колёса легко меняют направление.
✅ Служит долго: если правильно подобрать модель, одной коляской можно пользоваться все два-три года, пока ребёнку она нужна.
❌ Передние колёса меньше задних по диаметру. Зимой по бездорожью такая коляска пройдёт не везде.
Оптимальный вариант — покупать блочные коляски. Люльки стоят почти столько же, а трансформеры сильно проигрывают в качестве.
Вес коляски
На вес коляски нужно обращать внимание, если семья живёт в доме без лифта и не на первом этаже. В таком случае коляска должна быть лёгкой, около 10 килограммов. Также будет иметь значение, насколько хорошо в вашем районе чистят дороги зимой, придётся ли преодолевать сугробы.
Наружный материал
Снаружи коляску обшивают одним из двух материалов: экокожей или тканью.
Экокожа. За экокожей легко ухаживать, она более плотная, чем ткань, её можно протереть тряпочкой и не стирать. Но такие коляски тяжелее моделей с тканевой обивкой. Также на экокоже видны царапины и потёртости.
Ткань. Тканевые блоки лёгкие. Но за тканью немного сложнее ухаживать: нужно снимать все детали и стирать в машинке.
Некоторые производители делают тканевую обивку с мембраной — она даёт дополнительную защиту от намокания и ветра.
Вне зависимости от материала на внешней обивке обязательно должна быть пропитка от намокания. В сильный дождь пропитка не поможет, но в другом случае можно успеть вернуться в дом и коляска не промокнет насквозь.
Неправда, что в коляске из экокожи ребёнку душно. Качественная экокожа пропускает воздух так же, как ткань.
Проводились сравнительные исследования: ставили на солнце коляски из экокожи и ткани и клали внутрь термометр. Температура была одинаковой в обеих колясках.
Не так важно, с какой обивкой брать коляску. Большее значение имеет качество самого материала и то, насколько хорошо прошиты детали.
Внутренний материал
Если люлька предназначена для летнего использования, стоит присмотреться к материалу внутренней обивки. Лучше выбирать модели подороже с хлопковой внутренней обивкой или из качественных синтетических материалов, например полиэстера.
В дешёвых колясках используется некачественная синтетика, которая плохо пропускает воздух.
Капор
Капор, ещё его называют капюшоном, оценивают по нескольким параметрам: насколько он глубокий, как фиксируется, есть ли зона для проветривания.
Глубина капора. Капор должен быть глубоким, чтобы защищать ребёнка от солнца и ветра.
Зона для проветривания. Это секция с сеткой, которую можно открыть в жаркую погоду.
На некоторых колясках зона проветривания находится сверху. Таким капором неудобно пользоваться летом: когда зона проветривания открыта, солнце светит в глаза малышу. Желательно, чтобы зона для проветривания находилась сзади.
Важно посмотреть, чтобы задний клапан закрывал сетку внахлёст или фиксировался на липучки. Тогда малыша не продует.
Способы фиксации капора. Положение капора можно фиксировать кнопками — одной или двумя.
Пользоваться капором на двух кнопках не всегда удобно: чтобы нажать на кнопки, нужно задействовать обе руки. Удобнее пользоваться капюшоном с капором, где на кнопках стоит функция памяти: можно нажимать на кнопки по очереди.
Также есть самофиксирующиеся капоры, где не нужно нажимать на кнопки: достаточно рукой откинуть капор в нужное положение. Но фиксаторы иногда громко трещат и могут разбудить или напугать ребёнка.
По международным стандартам на коляске с фиксирующимся капором должна стоять дополнительная съёмная ручка, за которую можно приподнять люльку. Для люлек с капором на кнопках таких требований нет.
Накидка
Оценивая накидку, нужно обратить внимание на то, как она фиксируется: на липучки, кнопки, молнию или магниты.
Накидка на липучках — самый бюджетный вариант, но у него много минусов: липучки громко трещат — это может разбудить ребёнка; они забиваются мусором и быстро могут прийти в негодность; они неплотно фиксируют накидку и ветер может продувать люльку.
Накидка на кнопках — тоже недорогой вариант. Но важно смотреть на качество кнопок, пробовать, насколько сильно нужно нажимать, чтобы их закрыть. Кроме того, кнопки неплотно фиксируют накидку и в ветреную погоду накидку сдувает, пока мама достаёт ребёнка.
Накидка на молнии — оптимальный вариант, если сравнивать цену и функциональность. Она плотно закрывает люльку от ветра и служит долго. Минус — если ребёнок спит чутко, звук расстёгивающейся молнии может разбудить его.
Накидка на магнитах — самый дорогой вариант. Плотно и бесшумно закрывает люльку. Но важно, чтобы магниты были большими, сильными и хорошо удерживали накидку.
Вне зависимости от способа фиксации нужно выбирать коляску с накидкой, где имеется дополнительный откидывающийся сектор. Такой сектор закрывает люльку от ветра. Чтобы мама могла видеть малыша, лучше выбирать накидку с прозрачным окошком.
Также лучше, чтобы на накидке были дополнительные клапаны, защищающие люльку от поддувания.
Размер люльки
Размер люльки имеет значение, если ребёнок родится в июле — октябре. К зиме малыш подрастёт, в среднем дети к пяти-шести месяцам вырастают до 68 см. На нём будет зимняя одежда, и нужно, чтобы малышу не было тесно. Поэтому лучше брать коляску с люлькой длиной не меньше 73 см.
В плечах к пяти-шести месяцам дети вырастают в среднем до 20–25 см. Поэтому ширина люльки должна быть не меньше 33 см, чтобы в зимнем комбинезоне малыш свободно помещался в коляску.
Измерять коляску нужно по размеру матраса, потому что люльку делают конусообразной и верхние края коляски могут быть больше. Некоторые производители указывают размеры по верхнему краю. Нужно замерять самостоятельно.
Материал матраса
От материала матраса зависит вентиляция коляски. Выпускают матрасы из трёх материалов:
- Кокосовая койра — склеенная стружка кокосовой кожуры. Недорогой материал, но очень хорошо впитывает влагу из воздуха и задерживает её внутри. Матрас из койры лучше использовать для дома. Для колясок это не лучший вариант.
- Поролон. Недорогой и качественный материал. Нужно, чтобы у матраса были поперечные каналы, которые обеспечивают вентиляцию.
- Халкон. Самый продвинутый материал. Более гипоаллергенный, чем другие.
Желательно, чтобы на матрасе был съёмный чехол из хлопка. Сам матрас должен быть плотным, толщиной не меньше одного сантиметра.
Корпус люльки
Внутреннюю и внешнюю обивку натягивают на корпус люльки. Корпус может быть сделан в виде металлических распорок. Или может быть цельным из пластика или терморегулирующего материала.
Корпус с металлическими распорками. Самый бюджетный вариант. Не стоит бояться, что такую коляску будет продувать ветер. Даже самые недорогие модели делают многослойными с непродуваемой внешней стенкой, внутренним чехлом и воздушной прослойкой. Поэтому в такой люльке так же тепло, как в коляске с цельным корпусом.
Пластиковый корпус. Самый распространённый материал средней ценовой категории.
Терморегулирующий корпус. Это самые дорогие коляски. Материал по структуре похож на плотный пенопласт. Из такого материала делают шлемы для мотоциклистов, так как он очень ударопрочный и отлично держит микроклимат внутри.
Важно, чтобы в цельном пластиковом или терморегулирующем корпусе были сквозные дырки для вентиляции. Также такая система не даёт скапливаться конденсату, когда в люльке тепло, а на улице холодно.
Многие люльки снабжают подголовником. Но нужно учитывать, что пользоваться им можно, только когда позвоночник ребёнка окрепнет, — не раньше 4–5 месяцев.
Но не стоит долго это делать. Ребёнок уже начинает ползать, и так как он не закреплён в люльке, то может вывалиться. Если ребёнок начинает уверенно ползать, пора пересадить его в прогулочный блок — там есть ремни.
Рама
Качество рамы влияет на манёвренность и долговечность коляски. Выбирая коляску, обращают внимание на то, как соединяются детали, насколько легко управлять коляской и складывать её.
Посмотреть, как соединяются детали рамы. Они должны быть приварены друг к другу. Такие коляски стоят дороже, но и служат дольше. Если модель недорогая и детали соединяются заклёпками, коляска быстро разболтается, будет шататься и скрипеть.
Проверить управляемость. Выбирая коляску, нужно проверить в магазине, как она ездит, насколько удобно входит в повороты.
Проверить, как складывается рама у разных моделей — чтобы потом обходиться без чьей-то помощи, когда придётся убирать коляску в машину или поднимать на этаж.
Если мама водит машину, важно оценить, насколько компактна рама с прогулочным блоком в сложенном виде, — она должна легко помещаться в багажник.
Амортизация
От амортизации зависит, насколько ребёнку будет комфортно ехать в коляске. На амортизации не стоит экономить, если коляску будут катать по бездорожью. Например, по дорогам, которые плохо чистят, или в парках по гравийным дорогам.
Есть два типа амортизации:
- Открытая. Пружины находятся на виду. Такая коляска стоит дешевле, но детали нужно регулярно чистить от грязи.
- Закрытая. Амортизация закрыта пластиковыми элементами. Такие модели дороже, но не нуждаются в обслуживании.
Независимо от типа амортизации, важно проверить перед покупкой, насколько коляска плавно качается, как реагирует на препятствия и неровную дорогу.
На некоторых колясках ставят антишок — амортизацию на передних колёсах. Она смягчает удары, если коляска случайно столкнётся с препятствием, например с бордюром.
Материал шин
От качества и материала шин зависит амортизация и проходимость коляски. Есть четыре типа шин: надувные, цельнорезиновые, полиуретановые и силиконовые.
- Надувные. Самые мягкие колёса с лучшей амортизацией. Недостатки: их легко проколоть и регулярно нужно подкачивать. Если этого не делать, шина будет тереться об обод колеса и протрётся.
- Цельнорезиновые. Такие колёса не нужно подкачивать, они очень износостойкие. Недостатки: жёсткие и тяжёлые.
- Полиуретановые. На разных моделях могут быть разного качества и разной мягкости. Чтобы выбрать хорошие колёса, нужно консультироваться с продавцом или читать отзывы о коляске в интернете, обращая внимание на то, что говорят о колёсах.
- Силиконовые (гелевые). По конструкции похожи на надувное колесо: есть покрышка, но вместо камеры стоит гелевый валик. Также выпускают разного качества, это зависит от материала, который закачан внутрь шины. Чтобы выбрать хороший вариант, нужно консультироваться с продавцом и читать отзывы.
Иногда в комплектации идут два набора колёс: с надувными и цельнорезиновыми шинами. Родители могут быстро поменять колёса, если, например, вчера была сухая погода, а сегодня выпал снег, который не успели расчистить.
Ширина колёсной базы
Этот параметр имеет значение, если придётся пользоваться пандусом у подъезда или лифтом. В России нет единого стандарта на ширину лифтового проёма и пандуса, поэтому стоит измерить их перед покупкой коляски.
Регулировка ручки
Если коляску будет возить не только мама, но и другие члены семьи, разного роста, лучше выбрать коляску с регулировкой ручки по высоте. Варианты регулировки:
- На кнопках — чтобы поднять или опустить ручку, нужно одновременно нажать на кнопки по обе стороны от ручки.
- Телескопическая, то есть выдвижная ручка.
Прогулочный блок
Когда выбирают коляску, чаще всего смотрят только на люльку. Но также важно обратить внимание на параметры прогулочного блока: можно ли его переставить в разные положения, какого он размера, как раскладывается. Так же, как и в люльке, смотрят на параметры капора, а ещё оценивают способы фиксации ребёнка.
Перестановка блока. Не у всех колясок прогулочный блок можно поставить по ходу или против хода движения. Такой функцией удобно пользоваться в первые недели, когда малыша сажают в прогулочный блок. Так малыш видит маму и не боится нового положения в коляске.
Размер прогулочного блока. Важно, чтобы ребёнку было просторно в коляске, особенно зимой. Нужно отталкиваться от того, до какого возраста родители планируют катать ребёнка. Если лет до двух, достаточно блока длиной 88 см. Если до трёх лет — блок должен быть побольше.
Как блок раскладывается в положение «лёжа». Лучше, чтобы спинка опускалась, так малыш принимает правильное положение. Выпускают также коляски, когда можно опустить весь блок. Но в таком случае ребёнок всё равно остаётся в сидячем положении.
Глубина капора. Чем ниже опускается капор, тем лучше.
Расположение зоны вентиляции. Как и при оценке люльки, в прогулочном блоке надо посмотреть, где находится вентиляционный блок. Лучше, чтобы он был сзади. Если он находится сверху, солнце может слепить глаза ребёнка.
Регулировка бампера. Важно, чтобы бампер на прогулочном блоке был съёмным.
Также удобно, если бампер можно опускать.
Тормоз
Коляски делают с ножным или ручным тормозом.
Ножной. Удобнее пользоваться тормозом, который похож на качели. Чтобы разблокировать такой тормоз, на него нужно нажать ногой.
Другой вариант тормоза — когда рычаг находится по одну сторону от оси. Чтобы его разблокировать, нужно поддеть ногой снизу.
Рычаги ручного тормоза находятся по бокам или по центру ручки.
Корзина
Размер багажной сумки, корзины, каждый выбирает на своё усмотрение. Если родители планируют брать много игрушек на прогулку или ходить с коляской по магазинам, лучше брать модель с объёмной сумкой. Но нужно помнить, что в неё нельзя класть больше трёх килограммов.
Сумки бывают открытые и закрытые. В открытую сумку удобнее класть вещи и доставать их оттуда. Закрытая выглядит эстетичнее, она защищает содержимое от грязи, и из такой сумки вряд ли что-то выпадет.
Комплектация
На комплектации коляски можно сэкономить, но важно, чтобы были:
- накидка на ножки в прогулочном блоке,
- дождевик.
Если этих аксессуаров нет, их можно докупить.
Необязательная комплектация:
- Сумка или сумка-рюкзак. Сумка крепится на ручку коляски. Её можно отсоединить и носить как обычную сумку. В последнее время всё чаще стали выпускать коляски с сумками-рюкзаками. Это более удобный вариант для мамы: рюкзак надевают на плечи и руки остаются свободными.
- Подстаканник. Удобнее, если он находится внутри ручки. Если подстаканник снаружи, есть риск, что коляска не проедет через некоторые дверные и лифтовые проёмы.
- Муфта. Её вешают на ручку коляски, используют зимой для дополнительной защиты рук от холода.
- Москитная сетка. Нужна, если родители будут ездить с малышом на дачу. Защищает от комаров и мошкары.
Параметры автокресла
Если родители водят машину и берут модель «три в одном», нужно проверить, есть ли в автокресле вкладыш для новорождённого. Также важно посмотреть, по каким стандартам сделано автокресло.
Поддержка новорождённого — съёмный мягкий матрас или дополнительные накладки для правильного положения ребёнка. Есть не во всех моделях, но лучше не экономить и взять автокресло с поддержкой.
Стандарт безопасности, по которому сделано кресло. R129, или i-Size, — последний европейский стандарт, которому должны соответствовать автокресла. Сертификат ECE 44/04 пока действует, но считается устаревшим. В России делают кресла по устаревшим сертификатам 44/03, которые сильно уступают новым стандартам.
Автокресло можно купить отдельно и взять адаптеры для установки его на раму.
Если родителям понравилась коляска «два в одном», они могут взять автокресло другой компании. Тогда нужно докупить адаптеры, и можно устанавливать автокресло на раму коляски.
Наличие гарантии
В связи с санкциями европейских стран в 2022 году некоторые бренды ушли с российского рынка и перестали давать гарантию на товарные остатки. Также нет гарантии у колясок, которые ввезли в Россию через другие страны.
Для таких колясок нет запчастей, и перед покупкой нужно обязательно спрашивать гарантию у продавца и проверять в интернете информацию о работе бренда на территории России.
Шесть вопросов, на которые нужно ответить перед покупкой коляски
Чтобы выбрать коляску с нужными параметрами, до покупки родители должны ответить на несколько вопросов:
- В каком месяце родится ребёнок?
Если в июле — сентябре, нужно брать коляску с люлькой не меньше 33 на 73 см — чтобы укутанному малышу в пять-шесть месяцев было просторно в люльке зимой. Также для зимних детей важно, чтобы на накидке присутствовал дополнительный сектор, который защищает капюшон от ветра.
Для ребёнка, который родится в другое время, можно взять коляску с люлькой поменьше, так как зимой ребёнок будет ещё маленьким или пересядет в прогулочный блок.
- В какой местности нужно будет катать коляску?
Если дороги неровные, зимой их плохо чистят, лучше взять классическую люльку. У неё самая хорошая проходимость. Или купить блочную коляску с надувными колёсами. Также важно проверить амортизацию.
- Какого роста люди будут катать коляску?
Если это люди разного роста, лучше взять модель с регулируемой ручкой.
- Есть ли в доме лифт? Какого размера проём? Есть ли пандус, насколько он широкий?
Перед тем как идти в магазин, нужно измерить ширину лифтового проёма и пандуса. В магазине выбирать модель по ширине колёсной базы.
Если лифта нет, нужно выбирать максимально лёгкие модели.
- Водит ли мама машину? Если да, как часто?
Если мама часто водит машину, нужно брать модель «три в одном» или «четыре в одном». Либо купить блок «два в одном» и автокресло с адаптерами. Выбирая автокресло, нужно обратить внимание на то, по каким стандартам оно сделано и есть ли поддержка для новорождённого. Также нужно оценить, насколько компактно и легко складывается коляска с прогулочным блоком и сколько она займёт места в багажнике.
- В какой бюджет нужно уложиться?
Если бюджет ограничен, можно сэкономить на материале корпуса. Дешевле будут коляски на металлических распорках и польские коляски из пластика. Хорошую блочную коляску можно взять за 30 000—40 000 р. Существенно сэкономить можно, если приобрести коляску no mame, но при этом можно сильно потерять в качестве.
Коляску нужно брать в проверенных магазинах, которые предоставляют гарантию. Насколько магазин хороший, можно посмотреть по рейтингам в интернете.
Часто родители думают, что чем дороже коляска — тем она лучше.
Это не так. Нередко бренды накручивают цены за название. На деле коляски могут быть сделаны на одном заводе, но одна будет дороже, другая — дешевле из-за лейбла.
Но ни в коем случае нельзя брать no name. Это всегда дешёвые некачественные модели.
Лучше не брать коляски-трансформеры. Они дешевле, но не прослужат все два-три года, и потом придётся докупать прогулочную коляску.
Также не стоит экономить на раме. Она должна быть сварной, тогда коляска выдержит весь положенный срок.
Тканевые люльки дешевле люлек из экокожи. Но важнее смотреть на внутренний материал. Если ребёнок больше будет кататься летом, лучше не экономить и взять коляску с более дорогой хлопковой обивкой, а не дешёвую синтетику.
Также можно сэкономить на комплектации коляски.