С гирей в рюкзаке. Как в 12 лет я покорила Эльбрус — самую высокую точку России С гирей в рюкзаке. Как в 12 лет я покорила Эльбрус — самую высокую точку России

С гирей в рюкзаке. Как в 12 лет я покорила Эльбрус — самую высокую точку России

Рассказываю, как наравне со взрослыми я забралась на высоту 5642 метра, при этом выжимая 6-килограммовую гирю.
Сильная метель, скользкая дорога, нехватка кислорода, молнии, бьющие рядом, — вот что вас ждет на самой вершине Эльбруса. Такие нагрузки не каждому взрослому по плечу, а детям до 14 лет взбираться на знаменитую гору вообще не рекомендуют. Но я не любой ребенок, а мультиспортсменка. Рассказываю, как я готовилась к подъему, переносила акклиматизацию и зачем тащила наверх 6-килограммовую гирю.

Два года назад, когда мне было 10 лет, я впервые прыгнула с парашютом с высоты 2500 метров. Это оказалось совсем не страшно. Наоборот: смотреть на мир сверху так захватывающе!

С парашютом я прыгала с инструктором с высоты 2500 метров

А в сентябре этого года появилась возможность исполнить другую мечту — покорить самую высокую гору России — Эльбрус. Нашлись и деньги, и время. Девять дней подготовки и акклиматизации и день на восхождение — и вот уже мы с папой стоим на высоте больше пяти с половиной километров, и Кавказские горы лежат далеко внизу.

Справка: чем опасно восхождение на Эльбрус?

Ежегодно на Эльбрус в сезон с мая по сентябрь поднимается до 10–12 тысяч человек. Технически подъем считается не сложным: здесь нет скал, и навыки альпинизма не потребуются. К тому же сразу несколько канаток поднимают туристов на высоту 3850 метров — а это больше половины пути. При желании можно подняться на снегоходе или ратраке еще на километр — до отметки 4800–5100 метров. Идти пешком остается меньше километра.

Однако, несмотря на простоту маршрутов, ежегодно при восхождении гибнет до 10–15 человек. Причины несчастных случаев — отсутствие подготовки и прохождения акклиматизации. Негативные внешние факторы на Эльбрусе — это низкие температуры (до -20 °С даже летом), туманы, резкая смена погоды, пурга и плохая видимость.

Как мы собирались на Эльбрус

Я занимаюсь спортом с 7 лет: ежедневно большой теннис или силовые тренировки со штангой и гирями. А в рамках подготовки к восхождению мы с папой начали бегать четыре-пять раз в неделю. Я проверяла свою выносливость и за год до Эльбруса пробежала полумарафон и марафон.

С 7 лет я занимаюсь силовыми тренировками с гирями и штангой

А на сборы ушло четыре дня. Мы с папой закупили экипировку, специальную обувь, теплые вещи и непромокаемую одежду на случай, если погода изменится и пойдет дождь. Часть снаряжения папа арендовал на месте.

Общий бюджет поездки вместе с перелетом, проживанием и работой гида вышел около 200 000 рублей.

Как мы правильно акклиматизировались

Мы провели в Приэльбрусье 10 дней. При этом само восхождение на вершину занимает меньше суток! Все остальное время посвятили правильной акклиматизации — ведь нужно привыкнуть к перепадам высоты. На Эльбрусе тренировками служат трекинги — поэтапные подъемы в различные точки, чтобы привыкнуть дышать в горах. Задача — каждый следующий раз подниматься в горы чуть выше предыдущего. Поначалу было тяжеловато, но я быстро адаптировалась.

Первую акклиматизацию прошли, поселившись в базовом лагере в Баксанском ущелье на высоте 2000 метров. По дороге искупались в термальном источнике Гедуко в Долине гейзеров. А на следующий день отправились на гору Чегет на высоту 3100 метров. Третий трекинг был из поселка Терскол на одноименную гору на высоту 3150 метров — мы шли пешком 22 километра. На подходе к вершине была метель, из-под ног летели мелкие камни, и ноги скользили. Проходили несколько мест, где была опасность обрушения скалы. На следующий день на канатке перебрались в базовый лагерь на станции «Гара-Баши» на высоту 3888 метров.

Затем мы поднялись до высоты 4700 метров на скалы Пастухова.

Там условия были уже жесткие: сильная метель, плохая видимость и гроза — молнии били практически рядом.

Мы шли с кошками на ботинках и ледорубами. Там впервые поняли, для чего нужен гид: дорогу мгновенно замело, и без него мы бы просто потерялись. Скалы Пастухова — это последняя точка для акклиматизации. После них нас ждало ночное восхождение на вершину Эльбруса.

Схема поэтапного подъема на Эльбрус по южному склону

Как мы поднялись на вершину

Ночное восхождение — это так называемое «погодное окошко», то есть хорошая погода. Выходить надо с полуночи до трех часов ночи, потому что после обеда погода может резко измениться. Другая причина: после возвращения нужно успеть на канатную дорогу — она работает только до четырех часов дня. Если опоздаешь, придется спускаться самостоятельно, а это сложнее, потому что тело очень устает. В нашем случае подъем и спуск занял 12 часов.

Восхождение на Эльбрус начинается ночью и длится 12 часов

Из еды мы взяли с собой небольшой перекус, чай в термосе и воду — в горах нужно часто пить, чтобы избежать обезвоживания. Вышли в два часа ночи, доехали на ратраке до высоты 5100 метров. А дальше самое сложное — Косая полка.

Так называется тропа, которая вьется по серпантину перед выходом на высшую точку западного склона. Это реально страшно.

На вершине Эльбруса меня охватила эйфория, хотя последние 400 метров были самыми сложными физически
Здесь есть серьезная опасность соскользнуть вниз, поэтому идти приходилось, наклонившись вбок, в сторону склона. Одна нога при этом оказывается ниже другой.

На Косой полке постоянно дуют сильные ветра, из-за чего 10–12 градусов мороза воспринимаются как минус 30. Замерзли очень сильно и разболелась голова. Все-таки проявилась «горная болезнь», и последние 400 метров до вершины оказались самыми сложными. Руки и ноги просто отказывали. Зато на вершине нас охватила эйфория: мы дошли и смотрим вниз с самой высокой горы в России и Европе!

Зачем я тащила с собой гирю

Мы с папой задумали не просто сходить на Эльбрус, а еще установить мой личный рекорд по жиму и рывку гири в условиях высокогорья и нехватки кислорода. Этот вид спорта я полюбила благодаря папе — он мастер спорта по гиревому спорту. У меня даже фотка есть, где мне два года, а я стою на гире и пытаюсь ее поднять.

Один из рекордов по жиму гири на горе Чегет
А в октябре этого года делала «огненный жим». Это экстремальный трюк — подъем горящей штанги от груди лежа. Я смогла выжать 30 килограммов за одну минуту 25 раз!

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Каролина Черных (@karolina.chernykh)

На Эльбрус 6-килограммовую гирю нес папа в рюкзаке. На каждом трекинге я делала максимальное число подъемов гири. Например, в Чегете — 145 рывков за 5 минут, в «Гара-Баши» — 83 рывка за 3 минуты, на скалах Пастухова — 53 жима за одну минуту. Однако на вершину Эльбруса решили пойти без гири: папа стал дышать тяжелее, все-таки мы с ним новички.

Как я ставлю рекорды

Все свои рекорды я регистрирую в агентстве «Реестр рекордов России» https://reestrrekordov.ru/ и Международном агентстве регистрации рекордов https://www.interrecord.ru/. Зарегистрировать здесь свой личный рекорд и получить его подтверждение в виде медали или сертификата может любой человек или компания. Если до вас никто такого не делал в России, рекорд называется национальным. Если в мире — мировым. У меня 146 разных рекордов за 4 года и больше 9 килограммов медалей к ним.

У меня 146 разных рекордов и больше 9 килограммов медалей

Не все эти рекорды спортивные. Есть, например, сертификат и медаль за стояние на голове на время, стояние голыми ногами на гвоздях с одновременным жимом гири или за количество оборотов на гироскутере.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Каролина Черных (@karolina.chernykh)

В 2019 году я стала гостем Максима Галкина в шоу «Лучше всех!» на Первом канале, где также установила прямо в телеэфире два рекорда со штангой: по русскому жиму и по народной становой тяге.
В 2019 году я участвовала в шоу «Лучше всех!» и сфотографировалась с ведущим Максимом Галкиным

Спортивные достижения даются мне с легкостью. Мама говорит, что все мои рекорды — это не только про физические способности, но и про внутренние возможности. Просто мне нравится проверять себя: смогу или нет? А любопытство легко побеждает напряжение и усталость.