Дельтаплан — это не про экстрим, а про законы физики. Как я летаю и ставлю рекорд за рекордом Дельтаплан — это не про экстрим, а про законы физики. Как я летаю и ставлю рекорд за рекордом

Дельтаплан — это не про экстрим, а про законы физики. Как я летаю и ставлю рекорд за рекордом

Рассказываю, как я ставлю мировые рекорды, летая на дельтаплане
Я установила четыре мировых рекорда по дельтапланеризму, причем все четыре — в течение недели. Рассказываю, как я это делаю и почему, чтобы летать на дельтаплане, нужно хорошо учиться в школе (особенно на уроках физики).

После восьмичасового полета я сажусь на забытое поле. Вокруг — ни души, одни только овцы. Я где-то далеко-далеко, в глубине Австралии, за 25 000 километров от дома. Я только что поставила мировой рекорд по дельтапланеризму: пролетела 408,1 км — и на чем? На карбоновой раме с натянутой на нее тряпкой. Без мотора.

Этот полет был два года назад, но впечатления настолько яркие, будто он был вчера. Кстати, этот рекорд до сих пор не побит.

Даже порой удивительно, как простая безмоторная конструкция позволяет человеку летать на сотни километров
Справка
Это вид спорта сверхлегкой авиации. Дельтаплан состоит из жесткого каркаса с натянутым на него парусом. Пилот, используя термические и динамические потоки в воздухе, набирает высоту, а аппаратом управляет с помощью балансирования: человек перемещает центр тяжести и за счет этого планирует. Он может развивать скорость до 120 км/ч.
Дельтапланеризм был признан спортом в 1974 году.

Как я пыталась взлететь на дельтаплане

Сейчас я — одна из сильнейших дельтапланеристок планеты и обладательница четырех мировых рекордов. Но мой путь к этому успеху был непрост.

Раньше я профессионально занималась скалолазанием и гонками на катамаранах, в 2010 году попала в московский клуб дельтапланеристов «Альбатрос». Кто бы знал, что этот случайный визит так изменит мою жизнь.

Поначалу многое не получалось. Чтобы стартовать с горы, нужно взять дельтаплан в руки, положить на плечи, выставить угол носа и разбежаться. Через 10 шагов — уже летишь. При старте с плоскости — все то же самое, только приходится использовать буксировку: спортсмена привязывают к сверхлегкому самолету или дельталету (дельтаплан с мотором) и начинают тянуть. В один момент дельтаплан достигает летной скорости, возникает воздушная сила и человек отрывается от земли.

Так происходит старт с горы — разбегаешься, выставляешь угол, ловишь воздушный поток и летишь

На словах — просто, но у меня долго не получалось одновременно выставлять угол, держать дельтаплан и начинать разбег. А я еще маленького роста и маленького веса. Инструкторы — высокие, крепкие мужчины — просто не знают, как учить маленьких людей, для них-то такой проблемы не существует.

В итоге я решила проблему сама: летаю с балластом — свинцовыми плитами, которые приделаны в подвеску. В полет беру с собой 6 килограммов в нагрузку

Еще я никак не могла научиться класть дельтаплан на плечи. Начинала бежать, спотыкалась, застревала. Даже помню свои мысли: «Я, конечно, попробую еще раз. Но, похоже, не судьба…».

После очередной попытки мне одна спортсменка дала свой дельтаплан. Он был легче и меньше клубного — и у меня все получилось!

Через год я уже управляла профессиональным дельтапланом, спустя еще год — выступала на международных соревнованиях.

Безопасный полет — это прежде всего умение безопасно приземляться

О моей сопернице

Главная интрига женского дельтапланеризма звучит так: Саша или Карина? Саша — это я, а Коринна — спортсменка из Германии, моя основная соперница. Карина Швейгерсхаузен доминировала в спорте последние 20 лет. Но все ее рекорды полетов по прямой траектории я уже побила.

Я очень жду чемпионат мира: хочу в конкурентных, живых условиях проверить наше соперничество с Коринной. Женский турнир должен был пройти в этом году во Флориде, но из-за коронавируса его перенесли на год. На прошлом чемпионате во Франции я заняла пятое место.

Карина Швейгерхаузен

Вообще женщин-дельтапланеристок мало. А тех, кто летает на мировом уровне, — еще меньше. Поэтому чемпионаты проводят редко, раз в четыре года.

С Коринной, чувствую, будет сложно. Она выиграла четыре мировых чемпионата!

Немка хорошо летает на соревнованиях и умеет психологически себя контролировать. Это важно: когда начинаешь лидировать, часто ошибаешься, потому что уже чувствуешь себя победителем. Но Коринне все ни по чем.

Знаю, что соперница собирается побить мой рекорд полета по прямой. Стратегически верно с моей стороны будет дождаться ее попытки, посмотреть на результат и только потом пробовать самой. Перелететь рекорд всегда легче, потому что ориентиры уже известны.

Если Коринна пролетит 600 километров, я буду только аплодировать! Причем искренне, ведь рекорды — это же не просто индивидуальные достижения. Они полезны для спорта в целом: хорошо летаешь — покажи другим, будь мотивацией. Например, мне иногда пишут девушки: «Мы увидели тебя, и теперь дельтаплан стал нашей жизнью». Это очень приятно.

Независимо от Коринны я планирую выполнить хороший «треугольник» — пролететь 250 километров. Где полечу — еще не решила, либо в России, либо в Австрии, либо в Австралии.

Справка
В дельтапланеризме выделяют две дистанции — по прямой и по треугольнику. Треугольник проверяет, как человек может преодолеть дополнительные сложности, ведь некоторые участки пути нужно лететь против ветра

Про мировые рекорды дельтапланеризма

В 2018 году я неделю провела в Австралии, где установила четыре мировых рекорда:

  • Полет по прямой до цели (408,1 км)
  • Полет через три точки на маршруте (412,6 км)
  • Полет на скорость по треугольной дистанции (37,4 км/ч)
  • Полет на дальность по треугольной дистанции (208 км)

Еще один рекорд, уже в России, не засчитали, причем случай вышел курьезный. Я подала заявку на дальность без заявленной цели. Дистанцию пролетела на 900 метров длиннее предыдущего рекорда.

Но мировое сообщество рекорд не утвердило. Есть такое правило — каждый следующий рекордный полет должен быть минимум на один километр длиннее предыдущего. Мне не хватило ста метров, так что в России мой полет засчитан как национальный рекорд, а в мире — нет.

Все рекорды фиксирует Международная авиационная федерация (FAI), как правило, для фиксации достижения должен присутствовать наблюдатель от этой организации. Если ты прилетел, а наблюдателя нет — нужно сделать фото, видео, предоставить трек-лог (траекторию полета).

Зачем я летаю, и где мне понравилось больше всего

Меня очаровывает возможность увидеть мир сверху. Посмотреть на знакомые объекты с необычного ракурса, найти что-то новое. Летишь далеко и не знаешь, где сядешь и мимо чего будешь пролетать. Леса, степи, горы? Да возможно, ты вообще окажешься в другой стране!

Одно из самых ярких впечатлений — полет в Мексике. Я летела на высоте 4500 метров и видела действующий вулкан! А потом, когда стала снижаться, заметила на земле странные террасы, наподобие Мачу Пикчу. Зеленые, обложенные камнями. Присматриваюсь и понимаю: это заросшие пирамиды ацтеков.

Иногда я беру с собой фотоаппарат и пытаюсь запечатлеть, что вижу с высоты. Но на соревнованиях съемка отвлекает

Еще никогда не забуду, как летала в Австралии. На этом материке есть красивейшее шоссе — Great Ocean Road. Оно пролегает через тропический лес, потом по морскому побережью, огибает края скал. Проехать по такой дороге — мечта путешественника, а я над ней пролетела!

Полет над Great Ocean Road в Австралии — одно из ярчайших впечатлений в жизни

На пути встретились песчаные дюны — я летела очень низко и медленно, стараясь коснуться горы рукой или ногой. Дюны в Австралии — красного цвета. С одной стороны к ним приливает лазурный океан, а с другой — зеленые поля со стадами кенгуру. Животные слышат, что я приближаюсь, и убегают. Не каждый сценарист придумает такую сцену: девушка летит на дельтаплане и распугивает кенгуру.

А когда паришь над океаном, испытываешь противоречивые ощущения. С одной стороны, знаю, что дельтаплан не «выключится». Но само обстоятельство — полет там, где нет возможности для посадки, — сильно будоражит кровь.

Россия vs Австралия

Россия — большая и мест для полетов на дельтаплане у нас много. Мои личные фавориты — Ростовская область и Калмыкия. Это рай для дельтапланеристов: необъятные просторы, можно ставить мировые рекорды один за другим. По условиям я называю эти регионы второй Австралией.

Как научиться летать на дельтаплане

Для начала ответьте на вопрос — для чего? Если вы хотите только адреналина и экстрима, то дельтапланеризм вам не подойдет. Полет на дельтаплане — это в первую очередь решение метеорологических и физических задач. Мы используем воздушные потоки, которые ускоряют и поднимают аппарат. Эти потоки — повсюду, но найти нужный — сложно. Половину всего полета я трачу на поиск воздушного потока. А еще спортсмен должен учесть условия старта и посадки: если старт с горы — какая гора, насколько высокая, нужно ли бежать, какое расстояние и с какой скоростью…

Что делать со страхом?

У новичков при одной только мысли о старте пульс подскакивает до двухсот. Сама через это проходила. Совет тут только один — научитесь замечать стрессовое состояние и отключайте его. Спросите самого себя: это волнуюсь я или паникер во мне?

Куда идти и сколько стоит?

В России — хорошо развитая система клубов дельтапланеризма. В крупных регионах есть свои сообщества, в одной Москве их с десяток. Я училась летать в «Альбатросе».

Чтобы начать, новичку не нужны большие суммы. Обучение по программе «пилот-любитель» стоит в среднем 1500 рублей в день. Весь курс обучения полетам до спортивного разряда обойдется примерно в 25 000 рублей. Все, кто прошел курс, получают пилотскую лицензию и летную книжку.

Дельтаплан и необходимое снаряжение в клубе дадут, а больше никакой особой экипировки новичку не требуется. Нужны только высокие кроссовки или треккинговые ботинки, плотная одежда, закрывающая локти и колени, и перчатки.

После обучения можно купить себе собственный дельтаплан. Подержанный хороший аппарат для продолжающих стоит 80–250 тысяч рублей.

Что еще нужно знать о дельтапланеризме

К каждому полету спортсмены готовятся заранее: узнают условия старта и посадки, прогноз погоды и возможные климатические явления на маршруте. Дельтапланеристы не летают, где придется. Есть сайты с базой летных мест в России и за рубежом с подробной информацией об особенностях старта и посадки.

На земле всегда кто-то должен знать, что вы в воздухе и где находитесь. У меня есть Spot — прибор размером с телефон, который по спутниковому сигналу отслеживает перемещения его владельца, и без сотовой связи может посылать сообщения. Аппарат стоит около 100 евро, а годовой абонемент 180 евро.

Обязательно сделайте страховку, покрывающую экстремальные виды спорта.

Для самостоятельных полетов нужна лицензия Федерации авиационного спорта (FAI). Стоит около 45$ в год.

Текст: Валерия Лозовская
Фото и видео: Александра Серебренникова, Adventure Flying

Поделиться: