Кинцуги. Как я восстанавливаю посуду по старинной японской технологии Кинцуги. Как я восстанавливаю посуду по старинной японской технологии

Кинцуги. Как я восстанавливаю посуду по старинной японской технологии

Рассказываю, как я превзошел японцев в мастерстве реставрации

Слушать аудиоверсию этой статьи:

Пять лет назад я увлекся кинцуги — старинной японской традицией восстановления керамики. А сегодня я один из лучших в мире мастеров, работающих в этой редкой технике. Это признают даже японцы. Рассказываю, как по несколько месяцев я собираю из осколков дорогие сердцу предметы, а заодно и… сами сердца.

Как-то я сидел и пил чай из своего любимого чахая — сосуда для чайных церемоний. Он не был каким-то дорогим или редким. Обычный чахай, какие продаются в специализированных магазинах. В один неловкий момент он упал и разбился…

Я не стал выкидывать осколки и решил их склеить. Начал искать в Интернете варианты. Так я узнал про кинцуги* — японскую старинную технику склеивания керамики.

Тот самый чахай, вдохновивший меня

*Кинцуги – это старинное искусство реставрации керамической посуды с помощью натурального лака уруси, смешанного с золотой, серебряной или платиновой пылью.

Как я искал информацию о кинцуги

В Стране восходящего солнца мало кто владеет английским, да и мастера не особо публичные личности, поэтому учиться особо не у кого. Не было ни одной книги на русском, ни описаний в Интернете. Я просто искал все, что можно было найти про кинцуги.

В итоге я наткнулся на американца Девида Пайка, живущего в Японии и продающего по всему миру наборы для кинцуги. Еще он иногда выкладывал в Интернет видео из своей мастерской. Без описаний и комментариев. Я купил у него уруси и смотрел его ролики, вникал и пробовал. Ломал и снова пробовал.

В общей сложности на освоение техники у меня ушло 2,5 года.

С покупки уруси у американца, живущего в Японии, и попытки склеить любимый чахай и началось мое увлечение

Как новое увлечение испытывало меня

Примерно через три месяца занятий случился самый сложный для меня период — началась сильная аллергия на уруси. Лак получают из лакового дерева — это абсолютно натуральный природный полимер.

Кому-то очень нравится этот тонкий запах, похожий на аромат цветущих лилий, но мой организм не принял его совсем

От работы с уруси кожа покрывалась аллергическими язвами, которые жутко чесались и мешали спать. На какое-то время приходилось бросать занятие кинцуги, пока язвы не заживут. Были даже мысли закончить совсем. Так длилось около полутора лет, пока мой организм не адаптировался.

Работа над одной вещью может длиться до полутора лет

Сейчас у меня может возникнуть аллергическая реакция, но только в момент, когда иммунитет ослаблен из-за болезни или усталости.

Кинцуги стало моим основным занятием. Я бросил работу промышленным альпинистом и стал брать заказы. Сейчас реставрация керамики — мое основное ремесло, приносящее доход. В год я восстанавливаю 100–150 предметов.

Как устроен процесс

Как и во всем японском, в искусстве кинцуги есть глубокая философия. Она заключается в том, что поломки и трещины становятся неотъемлемой частью и украшением любой вещи.

Швы от склейки не маскируют, а, наоборот, подчеркивают, делая главным украшением

Я очень люблю этот процесс, когда происходит трансформация из кусочков в целый красивый предмет. Считаю это не просто ремонтом, а творчеством. Поэтому никогда не беру заказ у человека, который пытается навязать мне свою идею — цвет шва или конечный вид изделия. Я сам должен видеть и чувствовать, как будет выглядеть вещь после ремонта.

Я дарю разбитым вещам вторую жизнь

Есть несколько вариантов техники — смешивать уруси с золотой, серебряной или цветной пылью. В итоге швы получаются разных цветов. Недостающие кусочки можно взять от другой посуды или сделать из лака.

Я называю уруси старинным 3D-принтером, так как с его помощью можно вылепить все, что угодно

Вот так часами, а иногда и годами происходит восстановление разбитой чашки или чайника. Я работаю с самого утра и до позднего вечера. Мастерскую оборудовал прямо дома, в своей «однушке».

Кто мои клиенты

В основном коллекционеры-любители китайского фарфора. Или же просто люди, разбившие любимую и дорогую сердцу вещь.

Стоимость ремонта по технике кинцуги колеблется от 300 рублей (цена расходных материалов) до 250 000

Все зависит от сложности и очень индивидуально. Часто я берусь работать за символическую плату, потому что мне интересно попробовать восстановить тот или иной предмет.

Бывает, попадают в мою мастерскую очень редкие и интересные экземпляры. Например, китайская чаша XII–XIII веков, она досталась заказчику от жены-китаянки. Это была очень сложная и кропотливая работа, так как часть крохотных осколков оказалось утеряна. Восстановление заняло у меня полтора года.

А еще была старинная шкатулка. Если верить клейму 1844 года, то ее забрали во время Парижской коммуны из сожженной императорской резиденции Тюильри в Париже. Хозяин вещи говорил, что это семейная реликвия, оставшаяся от прабабушки.

Кстати, эту шкатулку приносили на починку дважды. Сначала я восстанавливал разбитую крышку, а потом дно — шкатулка упала с полки и разлетелась на 20 осколков. Ремонт занял 14 недель.

Почему разбиваться не страшно

Есть у меня одна традиция — перед новым годом я провожу конкурс на самую интересную историю о разбившейся вещи.

Приз — бесплатное восстановление предмета. Второе место — за символическую плату

В 2020-м второе место заняла девушка с рассказом про ее елочный шарик из фаянса. «Я сама чиненная-перечиненная, разбитая и собранная, но вот вроде бы живу до сих пор, — написала она. — А отремонтированный благодаря кинцуги шарик станет мне напоминанием: разбиваться не страшно, важнее в результате приобрести душевную целостность».

Елочная игрушка, победившая в моем конкурсе

Работа оказалась очень сложной, я долго не мог понять, каким хочу видеть в итоге этот шарик. Мучился в творческом поиске. Восстанавливал хрупкие осколки буквально по крупицам. Начал в январе, а закончил только вот недавно, в начале лета.

Скоро уже новый конкурс начнется.

К чему я стремлюсь

Очень много усилий я прикладываю для популяризации этого вида ремесла. Завел социальные сети, оформил сайт, регулярно публикую статьи, видео, фотографии. Я приглашаю всех, кому интересно посмотреть на мою работу или вдохнуть новую жизнь в любимую вещь.

Учеников немало, интерес к кинцуги у людей большой

Часто мне пишут люди с разных концов страны, просят поделиться секретами мастерства, я всегда с радостью отвечаю на все вопросы.

Кое-кто уже тоже берет заказы, но я считаю, что рановато, им еще учиться и учиться. Да и мне, собственно говоря, тоже. Я хочу довести мастерство до абсолютного идеала, хотя на сегодня мои тонкие швы, пожалуй, самые лучшие и красивые в мире.

Для себя я тоже восстанавливаю вещи. Так что если приедете ко мне в мастерскую, будете пить чай из чашки, склеенной по технике кинцуги.

У меня таких много. В том числе тот самый чахай, с которого все началось. Он служит мне до сих пор, стоит на рабочем столе, как сосуд для инструментов

Текст: Дина Карпицкая
Фото: из личного архива Константина Корнилова

Поделиться: