Подводная братва. Как я снимаю в морях китов, слонов и крокодилов

Рассказываю, как подобраться с камерой к таким опасным животным, как акула, медведь или крокодил, и уцелеть

Подводная братва. Как я снимаю в морях китов, слонов и крокодилов

Рассказываю, как подобраться с камерой к таким опасным животным, как акула, медведь или крокодил, и уцелеть
 
Известность мне принесли снимки единственного в мире слона, который любил купаться в море. Я увидел на выставке кадр знаменитого фотографа дикой природы Стива Блума: слон плывет в прозрачной воде. Меня он так потряс, что я захотел повторить его. Известность мне принесли снимки единственного в мире слона, который любил купаться в море. Я увидел на выставке кадр знаменитого фотографа дикой природы Стива Блума: слон плывет в прозрачной воде. Меня он так потряс, что я захотел повторить его.

Как я снял водоплавающего слона

Слоны очень хорошо плавают. Но в Африке с ее мутными реками и озерами сложно найти место, где их можно было бы сфотографировать под водой.

Однако такое место нашлось на Андаманских островах в Индийском океане. В середине ХХ века здесь использовали слонов для переправки бревен с одного острова на другой. Раджан был последним из поколения слонов, которых приучали не бояться соленой воды и волн.

Раджана, плывущего в море, много раз снимали и раньше. Но я сфотографировал его необычайно ярко и эффектно. И снимок мгновенно стал известным. Он задал такую высокую планку, что все следующие проекты мне пришлось делать со знаком «нереально».

Кстати, повторить кадр не удастся: слону на момент съемки было 63 года, и он уже умер.

Как я понял, что не люблю снимать акул

«Улыбка» акулы на самом деле — результат травмы от рыбацкого крючка

Многие начинающие подводные фотографы снимают акул. У меня есть несколько интересных кадров, где они плывут с такими «полуулыбками». На самом деле это травмы от рыбацких крючков: из-за них у акул челюсти перекошены.

С опытом я охладел к такого рода съемкам: они не экологичны. Фото с акулами всегда делают на приманку. В море кидают куски рыбы, на запах со всей округи приплывают хищники. Акулы привыкают к тому, что их постоянно кормят, и разучиваются самостоятельно добывать пищу.

Как я фотографировал морских крокодилов

Они обитают в Мексике, в мангровых зарослях, на рифовом острове посреди Карибского моря. Снимать их не так сложно и опасно, как может показаться. Теплая вода, мелко, сидишь на коленках, а крокодилов для тебя выманивают на открытую воду из-под корней мангровых деревьев.

Крокодилов на открытую воду выманивают местные жители: подают отличные кадры буквально на блюдечке

Это заработок для местных жителей: фотографов на остров привозят целыми группами.

Как я снимал медведя-рыбака

Я дважды бывал в экспедициях на Курильском озере на Камчатке, чтобы заснять охоту медведей на лосося. По месяцу сидел на берегах озера и изучал, как ведут себя косолапые.

Пытался снять их заплывы по озеру из-под воды, но не вышло. Фотографировал из клетки размером 2 х 2 х 2 метра. Получился «зоопарк наоборот»: медведицы приводили к месту съемки медвежат, чтобы показать человека в клетке. Даже в очередь выстраивались. Но подводных кадров так и не было…

Тогда я соорудил «селфи-палку» — деревянный шест, к которому приделал камеру в аквабоксе. Опускал ее на мелководье с моста. В том месте полюбил охотиться самый большой медведь, которого прозвали Казановой. Он садился на дно, опускал голову в воду и замирал: ждал, когда рыба близко подойдет, а потом делал решающий бросок.

Мы с медведем «договорились»: он не обращает внимание на камеру, а я на мосту топаю, чтобы рыба активнее плыла ему в пасть. И, наконец, удалось запечатлеть момент, когда он бросается за рыбой!

Лучшие локации для подводных съемок

 

Как я разговаривал с кашалотом об экологии

Интереснее всего снимать китов. Во-первых, ты всегда знаешь, где их найти: в сезон они плывут в определенное место, чтобы рожать, питаться и т. д. Например, чтобы снять рыбоядных косаток, мы отправились в Норвегию — зимой они «приходят» туда кормиться. Мне удалось сфотографировать, как 10 косаток кружили вокруг огромного косяка сельди.

Во-вторых, киты очень аккуратны с людьми в воде, с ними можно плавать рядом, как с дельфинами или черепахами.

В-третьих, киты очень умные животные.

Был случай, когда кашалот увидел в воде пластиковый пакет, нырнул за ним, повесил на челюсть, подплыл ко мне и кинул, словно хотел сказать: «Забери!»

Все, кто были рядом, со слезами на глазах забирались на лодку. Молча. Настолько было очевидно, что он хотел этим сказать. Это была самая эмоциональная встреча с китом в моей жизни.

Какие правила безопасности при съемке диких животных?

Соблюдение этих правил обеспечивает безопасность как людей, так и животных.

1. Не трогать животных руками. Почему?

  • Кит может испугаться и резко махнуть хвостом. А хвостом он способен убить.

  • У китовых акул есть бактериальный защитный покров. Если его стереть, он не восстановится.

  • Черепаха может нырнуть глубоко, чтобы спрятаться от вас, а потом от страха так и не выплыть на поверхность, чтобы подышать.

Знайте: если вы покатались верхом на черепахе, то, скорее всего, вы ее убили.

2. Снимать только в прозрачной воде. Для чего?

  •  Если ты контролируешь пространство вокруг, то можно снимать вне клетки даже большую белую акулу. Она просто так не нападает. А если проявит любопытство, нужно аккуратно оттолкнуть ее камерой или дать по носу — это у нее самое чувствительное место.

  •  В мутной воде акуле сложно распознать, что вы не пища. Ласта блеснет, а она подумает, что это рыба. Вы можете и не заметить, что кто-то сзади подплывает.

Даже если животное находится совсем рядом с вами, его нельзя трогать руками: пострадать вы можете оба
Если акул больше двух, то снимать можно только из клетки. Трех акул сложно держать под контролем даже в прозрачной воде.

3. Не убегать. Как так?

  • Инстинкт подсказывает дикому животному, что убегать может только добыча.

Как сделать крутые кадры под водой?

Крутые съемки — это симбиоз удачи и тщательного планирования. А вот кадр мечты всегда получается случайно. Так я сфотографировал кормление молоком маленького кашалотика. Невозможно было представить, что этот процесс удастся снять вблизи!

Уникальный кадр кормления молоком кашалотика: снять такое — это чистое везение!

Подводную съемку нужно вести с нескольких метров, иногда в упор. Издалека не получишь хороший кадр. Иногда фотографу приходится идти на ухищрения. Например, у меня есть ноу-хау, как в Белом море завлечь поближе белух.

Мы привязываем человека к лодке за ноги веревкой и медленно тащим по заливу, а он «поет» для белух: то есть издает грудные звуки. Любопытные животные приплывают посмотреть и послушать.

Кроме того, крупных животных нужно снимать только в прозрачной воде. А в мутной можно проводить макросъемку маленьких рачков, креветок и моллюсков.

Как выбрать снаряжение и оборудование?

Для домашнего архива достаточно камеры GoPro или смартфона в пластиковом чехле. Чтобы состязаться с ведущими мировыми фотографами, потребуется более серьезная камера в железном или пластиковом аквабоксе. Кроме того, нужен объектив Fish-eye, вспышки и подводный свет, чтобы снимать на глубине 20 метров и ниже.

Так выглядит оборудование для профессиональной подводной съемки

Если вы планируете погружаться в теплом Красном море, хватит тонкого гидрокостюма «мокрого типа» (толщина неопрена — 3‒5 мм). Если хотите нырять в северных холодных морях, то понадобится «сухой» гидрокостюм или «мокрый», но толстый (толщина — 7‒9 мм, открытая пора).

Для съемки в теплых морях выбирайте тонкий гидрокостюм. А работать в северных морях нужно в толстом

В зависимости от героя съемки понадобится разное снаряжение:

  • Акул нужно фотографировать на глубине, а значит, потребуются баллоны с кислородом и оборудование для дайвинга;

Оборудование для дайвинга
  • Китов снимают на поверхности, для этого подойдут маска с ластами. Чтобы нырять с китами, нужно быть мобильным: быстро плыть, забираться на лодку, снова прыгать в воду. Все это придется проделывать неоднократно, поэтому лучше быть налегке.

Маска с ластами

Как я показываю туристам самые дикие места Земли

Семь лет назад я основал два проекта. Team Trip — авторские туры по труднодоступным местам Земли. Участники покоряют действующие вулканы, плавают в океане среди акул, косаток и китов, гуляют с бурыми медведями на Камчатке, львами и слонами —в Африке. Я стараюсь донести до них, что нельзя потребительски относиться к природе.

Черепахи глубоко ныряют, чтобы спрятаться от туристов. А вынырнуть подышать уже не могут…
Бывает, приезжают туристы, чтобы наблюдать за животными, а ведут себя так, будто природа им должна. Им нужно кита или черепаху догнать, потрогать, покататься…

А проект Whale Watching Russia — это исследовательские экспедиции для фотографов, дайверов и путешественников с целью изучения и защиты морских млекопитающих. Также мы проводим разведку еще не открытых мест в России.

В следующем году пойдем на Курильские острова искать прозрачную воду, где обитают косатки. В разработке также проекты подводной съемки моржей и белых медведей на Русском Севере. Эти животные считаются довольно агрессивными в воде. Пока мы ищем способы их фотографировать безопасно. Так что ждите интересных кадров!

Текст: Наталья Земзюлина

Фото и видео из личного архива Михаила Коростелева

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться