Прошёл больше 31 000 км: как я 3 года путешествую пешком по России Прошёл больше 31 000 км: как я 3 года путешествую пешком по России

Прошёл больше 31 000 км: как я 3 года путешествую пешком по России

Летом 2018 года я с рюкзаком на спине вышел из квартиры в Подмосковье. И вот уже три года смотрю Россию — от Дагестана до Дальнего Востока.
На шагомере более 41 миллиона шагов, за плечами 43 региона и около 2 000 населённых пунктов — так прошли последние три года моей жизни. Я вышел в путешествие 2 июня 2018 года. С тех пор иду, несмотря на погоду, коронавирус и 30-килограммовый рюкзак за спиной. Я хочу узнать историю страны, увидеть всю красоту России и написать книгу о маленьких вымирающих деревнях.

Прошёл больше 31 000 км: как я 3 года путешествую пешком по России
Мне 55 лет, и я хочу знать Россию не только по рассказам и видам из окна автомобиля

С чего всё началось

У меня была обычная жизнь: служил, работал в школе учителем истории и ОБЖ, преподавал в кадетском классе, вместе с женой воспитывал сына. Но мечтал пройтись пешком по России с момента увольнения из армии. Я всегда хотел знать страну не по учебникам, а видеть своими глазами просторы, памятники, деревни, русских людей. Эта идея жила 15 лет.

Всё изменилось на отдыхе в Анапе: я познакомился с творческими людьми и путешественниками, и их рассказы разбудили мою давнюю мечту. Вернулся домой и понял — пока есть силы и здоровье, надо идти. Тем более меня больше ничего не держало: сын вырос, с женой развёлся, а работу всегда можно бросить.

Долго собираться не пришлось: я человек военный, а рюкзак за спиной у меня с детства — с пяти лет занимался туризмом, ходил в походы, сплавлялся по реке, поэтому не боялся остаться наедине с природой. Я составил маршрут на пять лет длиною в 40 000 километров, взял с собой деньги, минимальный запас продуктов, необходимые вещи и пошёл.

Прошёл больше 31 000 км: как я 3 года путешествую пешком по России
Обо всём, что вижу, рассказываю и показываю в своих блогах — ВКонтакте, Instagram, YouTube и Яндекс.Дзен. Их помогают вести мои бывшие ученики

Как проходит мой день

Сегодня на моём счету юг России, Поволжье, Дальний Восток, Русский Север — я практически не пользуюсь транспортом и всё прохожу пешком. Только в Сибири зимой пришлось ездить: кругом тайга, медведи, снег и огромные расстояния между посёлками, которые за сутки не преодолеть, — не было выбора.

Летом моё утро начинается в три — четыре часа, чтобы прийти на место до жары. Зимой встаю позже: в шесть— семь. К 13—14 часам дня прихожу в населённый пункт, устанавливаю палатку, немного отдыхаю и иду смотреть местность. Меня интересуют достопримечательности, история, архитектура, музеи, но самое главное — люди, их быт и нрав. Всё записываю в тетрадку, фотографирую и снимаю на видео.

Прошёл больше 31 000 км: как я 3 года путешествую пешком по России
В холодное время года часто останавливаюсь у друзей и в гостиницах
Фото: https://vk.com/peshkom_po_russia

На обратном пути покупаю продукты. Легче идти с небольшим чувством голода, поэтому питаюсь всего один раз в день — вечером. Готовлю на газовой горелке супы, ем консервы и сосиски, иногда покупаю сало. Во время готовки и после пишу посты, обрабатываю фотографии, выкладываю в блоги, отвечаю на сообщения и комментарии. Около полуночи ложусь спать.

Прошёл больше 31 000 км: как я 3 года путешествую пешком по России
Для чая собираю лесную траву

Как составляю маршрут

Я заранее планирую расстояние, которое пройду: разбиваю на части и двигаюсь по навигатору. Путь зависит от времени года и сложности маршрута. Обычно в день прохожу 25—30 километров, иногда бывает и больше. Мой рекорд — 50 километров, хотя шагомер утверждает, что это нереально. Когда-то я хотел установить норму в 60 000 шагов за день, на что телефон ответил: «Невозможное количество».

Я иду, потому что хочу сам увидеть маленькие вымирающие деревни и посёлки, о которых никто не знает. Увидеть и написать о них книгу. Я иду в те места, где мне интересно, и стараюсь не заходить туда, где уже был. Так, например, до путешествия я исходил Крым вдоль и поперёк, поэтому не пошёл во второй раз. Хотя маршрут меняется от моего желания: я не планировал быть в Дагестане или Новосибирской области, но друзья звали. Пятьсот километров туда, пятьсот километров обратно — для меня это ерунда!

Мой путь всегда лежит вдоль крупных трасс и местных дорог, ведь в лесу можно заблудиться. Так было в самом начале моего пути: в Московской области решил срезать и наткнулся на болото. Пришлось идти в обход и добавить лишние 10 километров.

Что в рюкзаке

Весь мой походный набор — палатка, спальный мешок, коврик, одежда, небольшой запас продуктов, газовая горелка, спички, ракетницы для отпугивания животных. Много вещей таскать на себе нет смысла, ощущаются каждые лишние 100 грамм. Само собой, в рюкзаке находится место и технике: портативные зарядки, планшет, была даже солнечная батарея.

Какие люди в России?

Люди в нашей стране добрые: приютят, накормят, дадут телефон зарядить, ещё и еды в дорогу соберут. Никто и нигде не отказывает в помощи. А самыми гостеприимными оказались жители Дагестана: за полтора месяца ночевал в палатке четыре раза. Всё потому, что я гость, а значит, должен ночевать в доме.

Под Великим Новгородом узнал о древней технологии обработки зерна
Фото: https://vk.com/peshkom_po_russia

Бывают редкие исключения. Однажды у меня украли рюкзак с самым драгоценным — дневниковыми записями за год путешествия. Восстановить их точь-в-точь практически невозможно. Я делал объявление в группе с просьбой просто подкинуть блокноты обратно, обращался к полиции, искал с местными — бесполезно.

Воровали и телефон, планшет, солнечную батарею, даже палатку просто резали. Но я не обижаюсь: взяли — значит, им нужнее..

С чем столкнулся в походе

С кем только не встречался в дороге — видел зайцев, косулей, лис и даже медведей. Один раз с косолапым шли параллельно: я по дороге, а он по малиннику. Ягод было много, поэтому до меня дело не дошло.

Одна из самых страшных встреч — со стаей из восьми волков в Калмыцкой степи. Я несколько дней в полном одиночестве шёл по степи, запаса воды и еды было мало, по дороге не встретил ни единой живой души. На третий день почувствовал на себе чей-то пристальный взгляд — волки. Я взял нож в одну руку, топор в другую и стал говорить вслух. Надоел им, волки ушли, а меня трясло ещё минут 20. Повезло, что животные не были голодные, иначе моё путешествие там бы и закончилось.

Прошёл больше 31 000 км: как я 3 года путешествую пешком по России
Часто меня приглашают на встречи со школьниками, где я рассказываю о своём походе и о красотах страны
Фото: https://vk.com/peshkom_po_russia

Но самый трудный бой — с самим собой. На третий день путешествия возникли мысли всё бросить и вернуться, ведь кому это надо. Если в обычном походе ты знаешь, что когда-то вернёшься домой, то здесь идёшь в никуда. Поэтому психологически тяжело. Пережить ощущение помогло то, что исполняется моя мечта и я не готов её бросить.

Тогда у меня и появились два друга — оптимист и пессимист, с которыми идём уже три года. Они спорят, а я их мирю. В дороге иногда пою песни, размышляю на философские и исторические темы. Я стараюсь не зацикливаться на дороге, чтобы не уставать. Поддерживают родные, друзья по всей стране, подписчики.

У меня нет цели «выжить», поэтому, если чувствую эмоциональную и физическую усталость, устраиваю привал на несколько дней и отдыхаю — смотрю фильмы, читаю книги.

Сколько стоит путешествие по стране

В начале путешествия я тратил сбережения, сейчас помогают жители деревень и городов, куда прихожу, подписчики в соцсетях, тюменское боевое братство и казаки.

Я стараюсь экономно расходовать деньги: питаюсь раз в день, стираю в реке. Поэтому траты выходят небольшие: три — четыре тысячи в месяц. Раньше хватало 500 рублей на неделю, сейчас около 1 000 рублей. Но всё индивидуально и зависит от потребностей.

Что дальше

Чтобы пешком обойти всю Россию, нужно выйти в 17 лет и вернуться в 85
Фото: https://vk.com/peshkom_po_russia

Впереди — ещё полтора года путешествия. Сейчас я пройду Центральную Россию и буду двигаться домой, в Тюмень, где меня ждёт сын. А там сяду писать книгу о России в нескольких томах.

У меня уже достаточно материала, поэтому планирую три части: храмы России, памятники и мемориалы Великой Отечественной войны и о самом путешествии и историях вымирающих деревень.

Но я вряд ли смогу долго жить без путешествия, ведь ещё не всю Россию обошёл! Хотя всю пройти практически нереально: по моим подсчётам, для этого требуется 68 лет.

Загадывать не люблю, но хочется ещё походить по Алтаю и Кольскому полуострову — там очень красиво. Ну и, конечно, дойти до Якутии, Камчатки, Магадана, изучить Северный Кавказ — заграница мне неинтересна, я люблю Россию.