Я могу подковать блоху и написать
на ее подкове свою фамилию

АВТОР

художник-микроминиатюрист

Микроминиатюрой я занимаюсь 20 лет, за это время в моем портфолио появилось 230 работ, сделанных, например, на срезах рисовых и даже маковых зерен

В обычной жизни я ученый, доктор физико-математических наук. Изучаю микрофлюидные потоки жидкостей, газов и тепла, разрабатываю микродатчики для аэродинамических исследований.

А вот другая часть моей жизни тоже проходит в микромире. Но уже не в научном, а в художественном.

Как я начал делать микроминиатюры 

С детства я постоянно вырезал перочинным ножичком из дерева лодки и корабли. Ходил в судомодельную лабораторию, там любил заниматься мелкими деталями, стал даже кандидатом в мастера спорта по судомоделизму.

А в студенчестве в университетской библиотеке наткнулся на книгу Григория Мишкевича «Тайны невидимых шедевров». Это сборник рассказов о работе микроминиатюристов Советского Союза. Прочитал и задумался: а сам я смогу что-то подобное?

Первую свою миниатюру сделал в конце 1998-го: написал маме поздравление с Новым годом на срезе рисового зернышка.

Как подковать блоху

Когда говорят о художниках-миниатюристах, чаще всего вспоминают лесковского персонажа Левшу, который подковал блоху. Такая работа до сих пор для микроминиатюриста — своего рода экзамен на право называться профессионалом.

Провожу мастер-класс для интересующихся микроминиатюрой

В мире меньше двух десятков людей, которые могут подковать блоху. Хотя для микроминиатюриста это не самая сложная задача.

Свою первую блоху я подковал на четвертый год занятий микроминиатюрами. Когда через несколько лет уже работал с восьмой блохой, изобразил на одной подковке российский флаг, а на другой — написал свою фамилию.

Как рождаются сюжеты

Идеи для работ я черпаю в сказках, народных пословицах и поговорках, литературных произведениях.

«Царевну Лягушку» я поместил на срезе макового зернышка. Ее размер — 0,3 мм, а охотничья стрела, листья и стебельки камышей выполнены из обыкновенных пылинок.

Буратино и Черепаха Тортила на срезе виноградной косточки

На срезе рисового зерна я изобразил картину-триптих датского художника Херлуфа Бидструпа «Юный художник».

Мои миниатюры даже побывали в космосе: например, портрет Юрия Гагарина на срезе макового зернышка в марте 2018 года космонавт Олег Артемьев доставил на МКС.

По мотивам известного библейского изречения я пропустил сквозь игольное ушко караван верблюдов. Композиция представляет собой восемь платиновых верблюдов внутри полого конского волоса диаметром 0,12 мм, просверленного и отполированного внутри и снаружи.

Верблюды из платины, имеют высоту 0,07–0,08 мм

Как я это делаю 

Дыхание и биение сердца передаются кончикам пальцев — те начинают мелко дрожать. Поэтому очень тонкие операции я выполняю между ударами сердца.

Свои работы делаю при помощи мощного микроскопа

Работаю с помощью сильных микроскопов. Все инструменты — мини-резцы, зубила, стилусы — делаю сам. Обычно использую для этого тонкие сверла или гитарные струны.

Самая маленькая отвертка у мастера-часовщика имеет диаметр 0,9 мм, а мои инструменты — в несколько раз меньше.

И еще у меня есть специальный токарный станочек. Я сам нарисовал его чертежи, а один очень квалифицированный мастер мне его выточил. Цанга, то есть зажимное приспособление, у него всего 0,3 мм — как раз для резцов из гитарной струны.

Сколько времени уходит на миниатюры

Все зависит от сложности работы и особенностей технологии. Эмблему чемпионата мира — 2018 на срезе рисового зерна я нарисовал за три дня, а с оловянной двухмиллиметровой копией Кубка УЕФА в 2009-м году мучился несколько месяцев. Сложности возникли с его непростой геометрией — сделал только с 41-й попытки.

Двухмиллиметровая копия Кубка УЕФА

Каждая миниатюра — как ребенок, которого ждешь и любишь.

Самую маленькую книгу я задумал еще в 2011 году, а закончил только в 2016-м. Получилось два экземпляра — «Левша» и «Русский алфавит». Обе изготовлены методом литографии на тонкой (3–4 микрона) лавсановой пленке. На страницах «Левши» размером 70 х 90 микрон я нанес фамилии мастеров, подковавших блоху.

Про рекорды

В прошлом году я сделал самую маленькую в мире копию монеты, которая была занесена в Книгу рекордов Гиннеса.

До этого рекордом была монета диаметром 4,2 мм. Я же сделал монету диаметром 3,13 мм и весом 0,018 грамма. Ее толщина — около 100 микрон, то есть 0,1 мм.

Я сделал копию с российского золотого червонца 1923 года, известного как «Сеятель». Изготовил несколько десятков штук и замерил их в Новосибирском центре стандартизации и метрологии.

Для штамповки монет я использовал два штемпеля из специального пластика с зеркальным изображением «Сеятеля» — для аверса и реверса. Затем чеканил монеты на специальных заготовках — золотых кружочках. Одной пары штемпелей хватает на четыре-пять оттисков, потом приходится делать новые.

Золотые копии монет весом 0,018 грамма можно приобрести за 50 тысяч рублей.

Мои работы также внесены в Книгу рекордов России. Например, «Чижик-Пыжик» высотой в 0,2 мм, установленный на конском волосе, или «Слон на маковом зернышке» размером 0,9 х 0,75 мм.

Большая часть миниатюр представлена в музее «Русский Левша» в Санкт-Петербурге и новосибирском Художественном музее, а остальные колесят по стране в трех передвижных выставках.

Матрешка высотой 200 микрометров (0,2 мм) расположена на торце волоса
Алфавит на срезе волоса

Что мечтаю сделать

У всякого мастера есть цель, к которой он стремится. У меня до недавнего времени их было три, но одной я достиг: изготовил самую маленькую в мире книгу.

Вторая задача — самое маленькое изделие, выполненное человеком. Пока эту строчку в Книге рекордов Гиннеса занимает британский скульптор Вильярд Виган. Он сделал фигурку человеческого эмбриона из кевлара размером с кровяную клетку, которую мастер поместил внутрь волоска из собственной щетины. Мечтаю побить его рекорд.

И третье, самое сложное: сделать движущуюся миниатюру. Чтобы верблюжий караван в игольном ушке не стоял, а брел по барханам. Задача решаема, но пока я только ищу подходы и про свои методы не рассказываю.   

Текст: Сергей Пономарев


Комментарии

Написать