«Мефистофеля отправила на второй план». Как я написала оперу по «Фаусту» «Мефистофеля отправила на второй план». Как я написала оперу по «Фаусту»

«Мефистофеля отправила на второй план». Как я написала оперу по «Фаусту»

Рассказываю, как творчество помогло пережить мне самый страшный и неопределенный период в жизни
Оперу по мотивам произведения Гете «Фауст» я написала за год. Особенности у этого произведения две. Первая: Ангел и Мефистофель — это второстепенные персонажи, которые выглядывают из-за плеча главной героини, склоняя ее каждый на свою сторону. Вторая: я написала оперу в момент жизни, когда точно не знала, буду жить или нет. Могла быть и третья особенность — на 26 марта была запланирована премьера. Увы, ее отменили из-за коронавируса.

Как все начиналось

У меня не было шансов не любить оперу. Мама ее просто обожала. Вся семья часто ходила в Большой театр — была такая возможность. Но, к сожалению, с музыкой у меня не сложилось по причине отсутствия голоса и слуха.

Зато я с детства умела захватывающе рассказывать даже о неинтересных событиях. Пыталась писать под влиянием Жюля Верна и Майн Рида. Но больше всех я любила Марка Твена. Поражало его умение говорить о важных и серьезных вещах легко, весело и без назидательности.

Самое ценное качество любого творца — умение говорить о сложных вещах просто и с юмором

Хоть я и обожала рассказывать истории, мне и в голову не приходило связать с этим профессию. У нас в семье никого не было из творческой среды. Все, скорее, относились к технической интеллигенции.

В итоге я получила образование горного инженера, но работа моя была связана с оборонной промышленностью. Наш холдинг разрабатывает системы предупреждения о ракетном нападении, а я была сначала пиар-директором, после реорганизации занималась продвижением бренда.

А кому легко?
Когда премьера оперы по моему либретто отменили, я ужасно расстроилась, но не сильно удивилась: для произведений про Фауста и Мефистофеля такие неприятности в порядке вещей. Перед премьерой кантаты Шнитке «История доктора Иоганна Фауста» вообще театр сожгли. Она должна была состояться во Франкфурте в 1990 году, но фанатик из ГДР поджег театр, перепутав его с банком. В итоге премьера состоялась только в 1995 году. И не во Франкфурте, а в Гамбурге.

Как я оказалась перед выбором

Я смотрела, читала и слушала все, что было сочинено о Фаусте и Мефистофеле. Обратила внимание, что ни одно произведение не было написано на заказ — только по воле сердца. У всех это был порыв и сложный путь. У меня тоже.

blank
Именно опера позволила мне реализовать способности рассказывать и фантазировать

Меня в принципе интересует тема выбора между добром и злом, а летом 2016 года добавились некоторые личные обстоятельства. У меня обнаружили опухоль щитовидной железы. При этом доброкачественная она или злокачественная, не могли сказать полтора месяца.

Полтора месяца моя жизнь была под знаком вопроса

Время, когда человек не знает своего диагноза и не понимает, сколько продлится его жизнь, очень смутное. Начинаешь по-другому относиться к людям: те, кто был рядом, исчезают, а те, с кем особо и не дружил, вдруг помогают.

Начинаешь думать, туда ли двигаешься? Появляется выбор: либо творить добро (мало ли, вдруг тебя завтра уже не будет?), либо идти по дороге зла (в конце концов, а что терять?). И я подумала, что нужно на основе личных переживаний написать сценарий про человека, живущего в состоянии такой неопределенности.

Тем более появилось для этого время. Последние четыре года мне было некомфортно на работе: вроде все налажено, бизнес-процессы отстроены, зарплата неплохая, все хорошо — но при этом мне плохо. Одним прекрасным утром гендиректор предложил мне разойтись полюбовно.

Я была хорошим специалистом, но мои способности рассказывать и фантазировать там было реализовать невозможно.

Как я определилась с форматом

От мысли написать сценарий для фильма я быстро отказалась, так как это занятие неблагодарное. Еще в 2013 году я участвовала в конкурсе Фонда кино, и мой сценарий «Шаляпин» вошел в число десяти финалистов. Но в Министерстве культуры четыре из них отсеяли, в том числе и мой. Поэтому я решила написать пьесу, театрам ведь всегда нужен современный репертуар.

Переломным моментом стала встреча с подругой Катей, работавшей в театре «Новая опера». Я ей рассказала, что задумала постановку про выбор между добром и злом. На что она произнесла загадочную фразу: «Сергей Сергеевич Прокофьев оперу, ораторию и кантату писал на одну и ту же музыку». И уточнила, что оперу проще всего делать из пьесы. Я возразила, что с музыкой работать не умею, на что моя подруга порекомендовала обратиться к ее знакомой девочке-композитору.

blank
Композитор Татьяна Шатковская

Меня разрывали сомнения, но, приехав домой, я подумала: почему бы действительно не попробовать? Села писать. Текст шел очень легко. Месяца за два с половиной я уже написала либретто.

Осенью я познакомилась с композитором Татьяной Шатковской — это о ней говорила Катя. Я сходила на несколько ее концертов, подарила ей на день рождения мое либретто, оно ей понравилось, и мы потихоньку начали работать.

Как все сошлось в одной точке

Меня больше всего волновала тема Мефистофеля. Нужна была яркая, завораживающая ария, которая била бы по нервам, как куплеты Мефистофеля у Гуно.

Еще не написав ни страницы либретто, я знала: в моей опере будет вальс Мефистофеля на стихотворение Алексея Константиновича Толстого из повести «Упырь»***. Я прочитала его в 9 лет и запомнила сразу и на всю жизнь. Оно очень подходило Мефистофелю из-за слов: «Не сетуй, хозяйка, и будь веселей. Сама ты впустила веселых гостей».

Основная мысль, которую я закладывала в сюжет: как бы тебя ни совращало зло, ты сам принимаешь решение

Когда вальс был написан, Таня пригласила меня на премьеру спектакля «Черная курица» в РАМТе, к которому она написала музыку.

От избытка чувств я хлопнула себя по голове: какое совпадение! Ведь Алексей Константинович Толстой — это и есть тот мальчик Алеша, про которого и для которого его дядя, Алексей Перовский, написал «Черную курицу». И когда Алеша был маленьким, они ездили в Веймар и Алеша сидел на коленях у Гете, автора «Фауста». Как нас свела судьба!

А осенью 2018 года я познакомилась с юристом из Воронежа и случайно узнала, что он пишет стихи. Попросила его прислать что-нибудь. Прочитав лишь первые четыре строчки, я поняла, что это — важный фрагмент нашей оперы. Так у нас появилась баллада о Гамельнском крысолове, для которой Таня написала музыку в средневековом духе. Ее поют оба персонажа — Ангел хочет предупредить Маргариту, Мефистофель — соблазнить.

blank
Михаил Новиков, наш Ангел

Как победить «внутренних демонов»

Опухоль оказалась доброкачественной, но операции избежать не удалось… Каким бы добродетельным человек ни был, у него внутри бывают черные мысли и замыслы. Это нормально — такова человеческая природа. Главное, какие из этих замыслов ты позволяешь себе воплотить. В моей душе тоже много демонов, но я научилась их обуздывать, в том числе с помощью своего творчества.

blank
Фагот — главный инструмент в партии Мефистофеля (с Иваном Шатковским)

Репетиции и генеральные прогоны уже позади, но премьера в Доме-музее Скрябина перенеслась с 26 марта на 4 июня. В июне, судя по развитию событий, бурных оваций я также не услышу, и самое неприятное, что от меня ничего не зависит…

blank
Какие бы преграды ни встали на нашем пути, мы обязательно представим оперу публике

Есть два способа реагировать на происходящее вокруг — переживать или, что называется, ловить дзен. Я выбираю второй путь: сижу в самоизоляции и пишу пьесу о том, как разные композиторы — Берлиоз, Шнитке, Гуно — ставили оперы про Фауста. Их истории я узнала, когда писала свою оперу.

Фотопортреты Ирины Шаниной — фотограф Анастасия Симбухова

Поделиться: