Восемь лет назад я наткнулся в Интернете на статью о творчестве английского художника Маркуса Левина, который создает совершенно удивительные картины из гвоздей, когда из шляпок складывается рисунок. И так мне это понравилось, что решил попробовать сам сделать что-то такое же.
С чего я начал
Первой работой был портрет Анны — моей жены и главной музы. Поначалу у рисунка оказались не очень точные пропорции, через пять лет я к нему вернулся и доделал.
Потом появились портреты Сальвадора Дали, американских актеров Брюса Уиллиса, Джереми Айронса, Самюэля Джексона и другие.
Художественный метод, который я применяю, называется пуантилизм. Точнее, это его современная разновидность, использующая эффект света и тени. Этим он меня и привлек: при разном освещении портрет меняет свой вид.
Вот висит картина, и при фронтальном освещении — это одно, при боковом — другое, при верхнем или нижнем — третье и четвертое. Техника сложная, гвоздь забил — все, назад хода нет.
Как появляются картины
Сначала я грунтую и окрашиваю доску. Обычно использую краску для внутренних работ с хорошей вязкостью, чтобы она не крошилась и не трескалась, когда в нее забивают гвозди.
Беру распечатанную фотографию, которая и будет потом воплощена в картине, вешаю снимок перед собой и в соответствии с ним делаю на деревянном полотне «маяки», вбивая гвозди как ориентиры будущего рисунка.
И уже потом, ориентируясь на них, начинаю забивать гвозди в фанеру, вырисовывая с их помощью линии. Чем более темное место на рисунке, тем больше там гвоздей надо в определенном порядке вбить. Но это если полотно белое. А сейчас я экспериментирую с черным полотном, и там все наоборот: больше гвоздей требуют светлые участки.
Работа над одной картиной занимает от одного месяца — это был мой рекорд — до трех-четырех, иногда и больше.
Какие материалы использую
Материалы для таких картин можно купить в любом магазине хозтоваров и стройматериалов. Раньше использовал мебельную фанеру толщиной 8 мм, но она клееная и вбивать в нее гвозди трудно. Сейчас экспериментирую с 20-миллиметровыми мебельными щитами, сосновыми или липовыми. Гвозди самые обычные, строительные.
Вообще видов и размеров гвоздей существует широкое множество — от обойных с фигурными накладными шляпками длиной от 12 до 20 мм, их используют для внутренних отделочных работ, до самых больших строительных гвоздей с рифленой конической головкой и длиной 200 и даже 250 мм.
Я же использую стандартные гвозди с круглой головкой длиной 16 мм или реже 20 мм. С их помощью, например, сколачивают деревянную тару или используют для мебельного крепежа. Выбрал их, так как при большем размере линия становится толще, а рисунок грубее.
Чем я работаю
Мои инструменты тоже самые обычные — молотки, чаще использую маленький круглый, пинцет в качестве держателя и кусачки на случай, если нужно откусить головку.
А вот гвоздодером я не пользуюсь, он бесполезен. Если забил гвоздь неправильно, не в то место, выдернуть его можно тонкогубцами.
Но выдергивать нежелательно, ведь останется дырка. Нужно думать, как вместе с неправильно забитым гвоздем исправить линию рисунка. Например, сгустить общий тон.
Случается и такое, что часть работы идет на выброс. Тогда приходится исправлять целый участок: выдергивать все гвозди, заново шпаклевать и закрашивать доску.
Про судьбу картин
В выставках не участвую, наверное, потому что постоянно не хватает готовых картин, чтобы выставляться. Они быстро расходятся на подарки друзьям и знакомым. Смотришь, дома осталось 6–7 работ. Этого недостаточно для выставки.
Увлечение занимает все мое свободное время, но совсем не кормит. Хотя кто знает, как будет дальше. Может быть, когда-нибудь это станет основным делом. Во всяком случае думаю об этом. Экспериментирую и осваиваю новые методы.
Текст: Сергей Пономарев
Фото и видео: из личного архива Андрея Савищева