В подмосковных Люберцах, где я живу, всегда царил культ силы. Еще во времена Советского Союза чуть ли не в каждом подвале была оборудована качалка.
Здесь до сих пор очень популярны культуризм, тяжелая атлетика и пауэрлифтинг. А силовой экстрим, которым я занимаюсь с 2012 года, — это венец и король всех силовых видов спорта.
Начинал я с разных шоу сценического экстрима, где мы с коллегами вручную разрушали предметы – давили руками кастрюли, скручивали сковородки, ломали о плечи черенки лопат и прочее.
Тогда же я начал первые опыты трек-пула — перетягивания в специальной упряжке автомобиля, самолёта, поезда, троллейбуса, автобуса или прочих крупногабаритных видов транспорта.
Сначала перетягивал небольшие внедорожники, потом взялся за куда более тяжеловесные объекты: вертолеты, самолеты, автобусы.
Как я стал силачом и накачал мышцы
Я с юности увлекался спортом: гребля на байдарках и каноэ, потом кикбоксинг – стал даже кандидатом в мастера по этому полуподпольному тогда виду единоборств.
В лихие 90-е, как и многие спортсмены, оставшиеся без будущего, я, двадцатилетний, пустился во все тяжкие и пристрастился к алкоголю.
Именно из-за выпивки получил тяжелую травму позвоночника. Почти восемь месяцев провел на растяжке, обездвиженный и полупарализованный. Совсем уже отчаялся, но попал к военным врачам, бывшим «афганцам», которые и собрали меня заново.
Тот период я вспоминаю спокойно, потому что именно он дал мне посыл к здоровому образу жизни и заложил основу для будущих побед.
Мои параметры зависят от того, к какому именно трюку я готовлюсь. Поэтому бицепс может быть и 47, и 55 сантиметров, а вес – 147 килограммов, как сейчас, когда я собирался перетягивать самолет на взлетном поле, и 134 кг, как это было когда я тянул самосвалы.
Живой вес набирается сам по себе из-за возросших нагрузок. Но вообще-то я ем все подряд, не ограничивая себя. В основном это белковая пища, салаты и много углеводов. Перед рекордом разрешаю себе торты и пирожные – они все равно сгорят.
Как я это делаю
Сдвинуть самолет, а потом протащить его очень непросто. Проблема не только в массе, но и в большой парусности объекта, а если еще дует ветер, то задача усложняется в несколько раз.
У силовых экстремалов есть такое понятие «снять с места». Если это самолет, под его весом шасси начинают проседать, поэтому в идеале лайнер хорошо бы сначала пошевелить, подергать вперед-назад, но для рекорда это неправильно.
Поэтому сдергиваю одним рывком в течение 20 секунд. Нагрузка на мышцы спины и рук колоссальная, верхняя граница давления подскакивает до 200, а поскольку я в это время стою на носочках, большое напряжение и на голеностоп.
Никакие специальные вспомогательные приспособления я, как правило, не использую. Например, лестницы, которые другие участники силового экстрима обычно прибивают по пути движения, чтобы упираться ногами в перекладины.
Иногда мне предлагают специальное оснащение, но мне в нем неудобно. Поэтому только буксировочный канат и лямки.
Про мои достижения
Перетягивать транспорт, который движется по рельсам, легче. Убедился в этом, когда в поселке Кратово тянул узкоколейный грузопассажирский тепловоз ТУ-2 с машинистом – 33 тонны плюс вес машиниста. Во время такого трюка можно упираться в шпалы. Но только если перед этим не было дождя, который превращает шпалы в скользкое препятствие.
Хотя всё очень относительно. Например, особенности строения трамвайного колеса такие, что если есть хоть немного мусора на пути, сдвинуть 17-тонный трамвай очень трудно. Когда я пытался протащить легендарную «Аннушку» на Чистых прудах в Москве, пришлось трижды очищать рельсы от мусора.
Я проводил тренировку в метро и двигал головной вагон поезда «Русич», который весит 47 тонн. Всё получилось, хотя не очень удобно – шпалы в метро слишком утоплены в пол.
Но больше всего мне запомнился случай, когда я протащил реактивную установку БМ-13, произведенную в 1943 году на базе грузовика ЗИС-5, – знаменитую «Катюшу». Весит она около 7 тонн.
Инерции тоже почти не было, то есть она не катилась, а я ее тащил почти волоком. Уже после обнаружил, что от лямок у меня остались кровавые подтеки.
Когда тянул ее по ровной поверхности, представлял, каково же было нашим солдатам в годы войны, которые буквально на руках вытаскивали это грозное оружие из хляби и грязи.
Однако все эти акции были тренировками перед трюком, который я давно задумывал, — сдвинуть и протащить самолет. И вот 11 сентября этого года в аэропорту Казани на торжествах, посвященных 100-летию Татарстана, я отбуксировал самолет CRJ 200 Bombardier. Без топлива он весит 16 тонн, я его протащил 35,4 метра за полторы минуты.
Зачем я надуваю грелки
Все передвижения объектов я обязательно сопровождаю надуванием трехлитровых медицинских грелок до разрыва. Это делает зрелище более эффектным. Моя основная задача – ошеломить зрителя, в первую очередь молодого, чтобы он восхитился происходящим, ведь я на своем примере призываю заниматься спортом и вести здоровый образ жизни.
Такое упражнение тяжелее, чем перетягивание самолета. Оно связано с огромными потерями для всего организма, потому что с большим напряжением работают легкие и диафрагма, руки и ноги, происходит нечто вроде общей асфиксии.
Что я хочу еще сделать
15 сентября прошлого года на Москве-реке я протащил несколько метров четырехпалубный речной теплоход «Вещий Олег». Но это все-таки корабль, который находится на поверхности с небольшой осадкой.
Теперь мечтаю перетянуть на Балтийском море подводную лодку в полувсплытом состоянии. Чтобы была видна рубка с членами экипажа. Надо учитывать сопротивление воды, то есть задача сложная, но вполне решаемая.
Текст: Сергей Пономарев
Фото и видео: из личного архива Сергея Агаджаняна