Два года назад, когда мне было 10 лет, я впервые прыгнула с парашютом с высоты 2500 метров. Это оказалось совсем не страшно. Наоборот: смотреть на мир сверху так захватывающе!
А в сентябре этого года появилась возможность исполнить другую мечту — покорить самую высокую гору России — Эльбрус. Нашлись и деньги, и время. Девять дней подготовки и акклиматизации и день на восхождение — и вот уже мы с папой стоим на высоте больше пяти с половиной километров, и Кавказские горы лежат далеко внизу.
Ежегодно на Эльбрус в сезон с мая по сентябрь поднимается до 10–12 тысяч человек. Технически подъем считается не сложным: здесь нет скал, и навыки альпинизма не потребуются. К тому же сразу несколько канаток поднимают туристов на высоту 3850 метров — а это больше половины пути. При желании можно подняться на снегоходе или ратраке еще на километр — до отметки 4800–5100 метров. Идти пешком остается меньше километра.
Однако, несмотря на простоту маршрутов, ежегодно при восхождении гибнет до 10–15 человек. Причины несчастных случаев — отсутствие подготовки и прохождения акклиматизации. Негативные внешние факторы на Эльбрусе — это низкие температуры (до -20 °С даже летом), туманы, резкая смена погоды, пурга и плохая видимость.
Как мы собирались на Эльбрус
Я занимаюсь спортом с 7 лет: ежедневно большой теннис или силовые тренировки со штангой и гирями. А в рамках подготовки к восхождению мы с папой начали бегать четыре-пять раз в неделю. Я проверяла свою выносливость и за год до Эльбруса пробежала полумарафон и марафон.
А на сборы ушло четыре дня. Мы с папой закупили экипировку, специальную обувь, теплые вещи и непромокаемую одежду на случай, если погода изменится и пойдет дождь. Часть снаряжения папа арендовал на месте.
Как мы правильно акклиматизировались
Мы провели в Приэльбрусье 10 дней. При этом само восхождение на вершину занимает меньше суток! Все остальное время посвятили правильной акклиматизации — ведь нужно привыкнуть к перепадам высоты. На Эльбрусе тренировками служат трекинги — поэтапные подъемы в различные точки, чтобы привыкнуть дышать в горах. Задача — каждый следующий раз подниматься в горы чуть выше предыдущего. Поначалу было тяжеловато, но я быстро адаптировалась.
Первую акклиматизацию прошли, поселившись в базовом лагере в Баксанском ущелье на высоте 2000 метров. По дороге искупались в термальном источнике Гедуко в Долине гейзеров. А на следующий день отправились на гору Чегет на высоту 3100 метров. Третий трекинг был из поселка Терскол на одноименную гору на высоту 3150 метров — мы шли пешком 22 километра. На подходе к вершине была метель, из-под ног летели мелкие камни, и ноги скользили. Проходили несколько мест, где была опасность обрушения скалы. На следующий день на канатке перебрались в базовый лагерь на станции «Гара-Баши» на высоту 3888 метров.
Затем мы поднялись до высоты 4700 метров на скалы Пастухова.
Мы шли с кошками на ботинках и ледорубами. Там впервые поняли, для чего нужен гид: дорогу мгновенно замело, и без него мы бы просто потерялись. Скалы Пастухова — это последняя точка для акклиматизации. После них нас ждало ночное восхождение на вершину Эльбруса.
Схема поэтапного подъема на Эльбрус по южному склону
Как мы поднялись на вершину
Ночное восхождение — это так называемое «погодное окошко», то есть хорошая погода. Выходить надо с полуночи до трех часов ночи, потому что после обеда погода может резко измениться. Другая причина: после возвращения нужно успеть на канатную дорогу — она работает только до четырех часов дня. Если опоздаешь, придется спускаться самостоятельно, а это сложнее, потому что тело очень устает. В нашем случае подъем и спуск занял 12 часов.
Из еды мы взяли с собой небольшой перекус, чай в термосе и воду — в горах нужно часто пить, чтобы избежать обезвоживания. Вышли в два часа ночи, доехали на ратраке до высоты 5100 метров. А дальше самое сложное — Косая полка.
Так называется тропа, которая вьется по серпантину перед выходом на высшую точку западного склона. Это реально страшно.
На Косой полке постоянно дуют сильные ветра, из-за чего 10–12 градусов мороза воспринимаются как минус 30. Замерзли очень сильно и разболелась голова. Все-таки проявилась «горная болезнь», и последние 400 метров до вершины оказались самыми сложными. Руки и ноги просто отказывали. Зато на вершине нас охватила эйфория: мы дошли и смотрим вниз с самой высокой горы в России и Европе!
Зачем я тащила с собой гирю
Мы с папой задумали не просто сходить на Эльбрус, а еще установить мой личный рекорд по жиму и рывку гири в условиях высокогорья и нехватки кислорода. Этот вид спорта я полюбила благодаря папе — он мастер спорта по гиревому спорту. У меня даже фотка есть, где мне два года, а я стою на гире и пытаюсь ее поднять.
На Эльбрус 6-килограммовую гирю нес папа в рюкзаке. На каждом трекинге я делала максимальное число подъемов гири. Например, в Чегете — 145 рывков за 5 минут, в «Гара-Баши» — 83 рывка за 3 минуты, на скалах Пастухова — 53 жима за одну минуту. Однако на вершину Эльбруса решили пойти без гири: папа стал дышать тяжелее, все-таки мы с ним новички.
Как я ставлю рекорды
Все свои рекорды я регистрирую в агентстве «Реестр рекордов России» https://reestrrekordov.ru/ и Международном агентстве регистрации рекордов https://www.interrecord.ru/. Зарегистрировать здесь свой личный рекорд и получить его подтверждение в виде медали или сертификата может любой человек или компания. Если до вас никто такого не делал в России, рекорд называется национальным. Если в мире — мировым. У меня 146 разных рекордов за 4 года и больше 9 килограммов медалей к ним.
Не все эти рекорды спортивные. Есть, например, сертификат и медаль за стояние на голове на время, стояние голыми ногами на гвоздях с одновременным жимом гири или за количество оборотов на гироскутере.
Спортивные достижения даются мне с легкостью. Мама говорит, что все мои рекорды — это не только про физические способности, но и про внутренние возможности. Просто мне нравится проверять себя: смогу или нет? А любопытство легко побеждает напряжение и усталость.
Текст: Светлана Лебедева
Фото: из личного архива Каролины Черных