Слушать аудиоверсию этой статьи:
Мне кажется, что все фотографы, которые снимают дикую природу, — интроверты. Для нас важна тишина: мы сидим на точке, практически не шевелясь, иногда по 18 часов, наблюдаем и ждем кадра. Для такой работы нужен определенный тип нервной системы и характер.
Иногда одной экспедиции может не хватить. Некоторые места приходится посещать несколько раз в течение многих лет и в разные сезоны, чтобы поймать определенный сюжет. Чтобы сфотографировать драку комодских варанов, я ездил на остров Ринча в Индонезии 15 раз.
А еще при выборе дат отпуска мы в первую очередь ориентируемся на биологические циклы животных. Бывает так, что у всей страны праздник, например Новый год, многие улетают в Европу на Рождество. А анималисты никуда не едут, потому что для съемки животных не сезон. Или наоборот: все «нормальные» люди собираются за семейным столом, а анималисты — на съемках животных где-то на отшибе планеты.
Как я сделал лучший материал года по версии National Geographic (Россия)
Я ездил в Африку на протяжении двенадцати лет, чтобы снимать Великую миграцию животных.
Это настоящая драма в животном мире. Около двух миллионов антилоп гну и зебр собираются в огромные стада и кочуют по большому кругу из национального парка Серенгети в Танзании в национальный парк Масаи-Мара в Кении, следуя своему природному инстинкту и графику дождей. Для многих из них этот путь оказывается фатальным — одних ловят хищники, других затаптывают сородичи, а третьи просто не выдерживают нагрузку.
В итоге у меня скопилось много разных снимков. В этом особенность съемок дикой природы — одинаковых кадров не бывает, даже если снимаешь вроде бы одно и то же событие. Состояние реки, погодные условия, размер стада, активность хищников, точка обзора — каждый раз все новое.
Как я получил фотографический «Оскар»
Самый престижный конкурс для фотографов дикой природы, своего рода «Оскар» в мире природной фотографии, — это ежегодный конкурс Wildlife photographer of the year. На конкурс присылают порядка 80 000 снимков из 60 стран! И лишь только 100 из них становятся лучшими в разных номинациях, а для каждого фотографа из этого списка открываются новые возможности.
Wildlife photographer of the year проводится Национальным музеем естественной истории Британии с 1964 года.
Я один из немногих российских фотографов, кто удостоился чести попасть в сотню лучших со снимком драки комодских варанов из Индонезии. У меня не было сомнений, что отправлять на конкурс нужно именно этот кадр.
В поведении любого животного фотограф найдет интересный момент для съемки. У комодских варанов это драка, потому что 90% времени они просто лежат в траве. Мне пришлось много раз посещать национальный парк Комодо (остров Ринча), чтобы запечатлеть поединок. Да так, чтобы с нужной точки, с красивым светом и задним планом. В итоге в одну из съемок все сошлось и я наконец-то сделал этот кадр!
После конкурса я получил несколько контрактов. В 2015 году поработал над иллюстрацией Книги рекордов Гиннесса. А еще фотография-победитель размещена в книжной серии BBC Planet Earth и вошла в их же альбом «Unforgettable Portraits. Лучшие фотографии разных лет WPY».
Про опасности в профессии
Анималистика сопряжена с постоянным риском, ведь снимать приходится в дикой природе и вовсе не ласковых домашних животных. Поэтому вопросы безопасности неизбежно встают перед фотографами. И кстати, не только со стороны диких животных.
Иногда интересные с точки зрения съемки животных и природы страны могут быть сложными с точки зрения политической ситуации и вооруженных конфликтов. В некоторых случаях приходится привлекать в помощь разных людей для обеспечения съемок — рейнджеров, водителей, носильщиков, местных полицейских и т. д. Фотографы ведь люди увлекающиеся: могут не заметить опасности из-за сосредоточенности на происходящем в кадре.
Я пережил несколько непростых моментов. В самом начале карьеры снимал орангутангов на острове Борнео в Юго-Восточной Азии. Очень увлекся происходящим, подходил все ближе и ближе, чтобы поймать интересный кадр. Для меня не существовало ничего, кроме видоискателя камеры.
Еще пара секунд — и мне прилетела бы оплеуха от мощного и агрессивного самца. Реакция не подвела, я успел отбежать. На мое счастье, атака не продолжилась.
Был еще случай. В Уганде я снимал небольшую группу слонов. Я сидел на крыше минивэна, полностью погруженный в съемку маленького слоненка. И вдруг чувствую — машина резко трогается с места. Поднимаю взгляд, а за нами гонится огромная слониха, растопырив уши. Опять же увлекшись, я не заметил важного: водитель остановил автомобиль между матерью и слоненком. Так делать категорически нельзя, самка воспринимает это как угрозу для детеныша и незамедлительно реагирует.
В Замбии мы нашли логово львицы с тремя месячными котятами. Это настоящая удача — обычно самки прячут своих детенышей очень тщательно. Я старался использовать каждую секунду и нащелкать как можно больше кадров, как вдруг почувствовал, что меня кто-то резко тянет за одежду назад. Выяснилось, что львица подкрадывалась ко мне для решительного броска, а водитель вовремя заметил ее и спас меня от неминуемой смерти, практически затащив в машину за воротник.
Как я отношусь к животным в вольерах
Многие говорят, что снимать животных можно и в зоопарке. У меня двоякое отношение к животным в неволе.
Один и тот же зверь в вольере и в дикой природе проявляет абсолютно разное поведение. В зоопарке они приспосабливаются к новым, не всегда подходящим условиям и ведут себя нетипично. В общем, неволя есть неволя. Для них в большинстве случаев зоопарк, каким бы он ни был хорошим, — это тюрьма. Хотя для каких-то мелких животных вроде рептилий все же можно создать условия, близкие к реальным, которые будут достаточно комфортны для них.
В то же время зоопарки нужны, ведь многие из них — полноценные научные центры, которые сохраняют редкие и вымирающие виды животных. Да и не все люди имеют возможность постоянно путешествовать и посещать национальные парки и наблюдать животных в их естественной среде обитания.
Текст: Ольга Житпелева Фото: из личного архива Андрея Гудкова