Можно ли создавать треки, если никогда этому не учился?
Можно. Современные методики обучения, технологии и музыкальное оборудование позволяют за короткое время получить базовые знания в электронной музыке и практические навыки, которые помогут записывать свои треки.
В аудиошколе DJ Грува есть три базовых направления, в которых можно развиваться:
- диджеинг;
- создание музыки (music production);
- карьера (ТВ- или радиоведущий, продюсер или артист).
Можно прийти на День открытых дверей, для вас проведут экскурсию по школе. Вы увидите, как оборудованы классы, как ведутся занятия по диджеингу и созданию музыки. Исходя из вашего уровня подготовки, менеджер поможет определиться с перечнем программ, необходимых для обучения.
Среди тех, с кем я обучался на курсе по созданию музыки, а нас было 5 человек, только у двоих было музыкальное образование (я окончил музыкальную школу по классу фортепиано и гитары). Остальные пришли «с нуля».
За три месяца мы освоили всё — от структуры трека до понятия звукового сигнала: как он устроен и как извлекается, какие эффекты можно создавать и накладывать на синтезаторах. В школе преподают практикующие диджеи, продюсеры и музыканты. У меня, например, одним из преподавателей был Вячеслав Шаинский, сын великого композитора Владимира Шаинского. Мы вместе с ним делали аранжировку моего трека. Помогал в сведении и мастеринге – Александр Барас.
Экзамен у нас принимал лично DJ Грув. Он каждому дал советы, как можно улучшить трек
Главное — постоянная практика. На каждом занятии мы учились создавать музыкальные фразы, пробовали эффекты, чтобы в конце обучения записать собственную композицию. Могу сказать, что уровень тех треков, которые мы слушали на экзамене, был достаточно высоким.
Как записать трек, который станет хитом?
Не думайте о популярности, когда начнете писать музыку. Если будете ориентироваться только на предпочтения публики, можно получить трек, которых уже полно в сети. И многие из них будут звучать лучше. Попробуйте написать что-то свое, интересное и не похожее на то, что уже есть.
Для меня главный показатель в песне – это «мурашки». Поэтому я пишу музыку, от которой сам получаю удовольствие. Ключевая идея должна, в первую очередь, нравиться самому композитору. Мелодия рождается в голове, и дальше тебя охватывает поток творчества и фантазии, который может длиться сутками.
С чего начать?
- Сформируйте идею, так называемую main theme.
- Запишите мелодию. Это можно сделать на синтезаторе или просто напеть на диктофон.
- Продумайте, как будет звучать барабанная и басовая партии.
- Найдите подходящие инструменты под главную тему, аккордный фон под «пэды».
- Подумайте о дополнительных «примочках». От эффектов до шумов, которые возникают и стихают в начале и середине трека.
Где искать исполнителя?
В интернете есть много сайтов*, куда музыканты выкладывают свои записи. Композиторы — музыку, а исполнители — просто голосовые отрывки или кусочки песен а капелла, т.е. без музыкального сопровождения.
Если вы пишете треки для себя, для домашнего прослушивания, то вокалом можно пользоваться бесплатно. На этапе работы над треком исполнителю, как правило, ничего платить не нужно.
На сайте looperman.com я прослушал, наверное, сотни «а капелл», одна из них мне понравилась. Я связался с исполнителем, который оказался португальцем, и он записал полный вокал под будущую песню.
Сопоставив барабанную и басовую партию своего трека с вокалом, я пришел к выводу, что из этого должно получиться что-то хорошее.
Как сделать аранжировку?
Трек — как шашлык. Набросав основу трека, как мясо на шампур, начинайте его неспешно «обжаривать», то есть детально сводить, попытаться «подружить» барабанную и басовую партии с вокалом.
В аранжировке есть много нюансов. Нужно умело сочетать два важных элемента в электронной музыке – «бочку» (основной удар трека, его еще называют kick) и бас. Если бочка «съедает» бас или, наоборот, бас съедает бочку, трек будет звучать вязко, не ярко, не отчетливо.
Включишь такой трек на танцевальной вечеринке — и народ разойдется за коктейлями, начнет общаться.
Чтобы он звучал и заставлял двигаться, используйте спецэффекты, перкуссионные инструменты, дополнительные паузы, которые создадут качество, ритмическое ощущение и движение.
Всё сам или нужна помощь профессионалов?
На создание полноценного трека у меня фактически ушло три месяца. За это время уже привыкаешь и можешь не услышать какие-то мелочи. Поэтому важно дать послушать композицию профессионалам, которые выскажут свои рекомендации.
Как получить фидбэк
- Подайте заявку на открытый урок DJ Грува. А можно записаться на консультацию к преподавателю школы. Стоимость — от двух тысяч рублей. Он найдет какие-то недочеты, западающие зоны и поможет что-то доделать, поправить сведение трека.
- Опубликуйте трек в соцсетях. Можно создать паблик Вконтакте или Телеграм-канал, опубликовать там свой трек и спросить мнение аудитории. Трек можно «докручивать» очень долго, но, поверьте, результат оправдает ожидания.
- Обратитесь в профессиональную студию, когда закончите работу над композицией. Специалисты займутся финальным сведением и мастерингом. У школы DJ Грува есть студия, где происходит сведение и мастеринг, и свой зарегистрированный лейбл – Audio Stage Records. Мой трек сводил и мастерил один из преподавателей Александр Барас.
Что дальше?
Звучание должно быть профессиональным, чтобы можно было записать трек на лейбл, передать на радиостанцию или размещаться на своих площадках. У меня в итоге получился хороший трек, как мне показалось. Он понравился моему окружению, семье и друзьям, и я решил его продвигать.
Как стать обладателем авторских прав?
Как только вы примете решение продвигать свою музыку на широкую аудиторию, позаботьтесь об авторских правах. Лучше выкупить у соавторов их право, они не будут претендовать на гонорары и впоследствии не возникнет споров и претензий.
У меня переговоры с исполнителем из Португалии прошли быстро. Я просто сообщил ему, что хочу разместить трек на стримингах, он не возражал при условии, что я выкуплю у него вокал. По его словам, он много раз сталкивался с проблемами, когда подписывал разные соглашения с другими музыкантами и его фактически «кидали». Он выставил счёт на 50 фунтов стерлингов (около 5 тысяч рублей), я его оплатил через Рaypal. Мы подписали договор, и с этого момента я стал полноценным правообладателем. Все доходы от публикации трека идут мне.
Где продвигать трек?
Площадок для продвижения музыки сейчас очень много. Самый популярный среди них — это агрегатор CD Baby. Это брокер, который предоставляет доступы на 90% всех стриминговых сервисов, существующих на планете, в которых люди сидят и слушают музыку. Там и Apple music, и Spotify, Яндекс.Музыка, Вконтакте, Youtube.
Процесс публикации трека на CD Baby состоит из четырех этапов.
- Регистрация;
- Заполнение обязательных полей и отправка трека;
- Проверка всех данных сервисом;
- Доставка трека на площадки.
У сервиса очень жесткие требования. Проверка идет около трех недель. Если вы ошибетесь в какой-то формулировке или они выяснят, что каким-то образом нарушены авторские права, придется всё исправлять и снова отправлять. Затем они снова будут проверять. Три недели – это базовый сценарий, сейчас из-за коронавируса проверка идет дольше.
У меня всё прошло успешно, я с первого раза разместился. Где-то к середине августа подтвердили, что трек готов к релизу. В перечне из 20 основных площадок напротив каждой было написано delivered (доставлено).
После этого я заходил на сами сайты (в iTunes, Вконтакте, Яндекс и т.д.), забивал в поиск свою фамилию (автором и исполнителем указан я), и находил на сервисе свой трек.
В личном кабинете CD Baby можно отслеживать статистку — количество прослушиваний и скачиваний. При размещении я ориентировался на мировую аудиторию, но на сегодня 98% прослушиваний трека – это Россия.
Поскольку некоторые сервисы — платные, CD baby перечисляет авторам 91% с продаж, (9% агрегатор забирает себе). Вознаграждение не очень большое — мои затраты (на продвижение и авторские права я заплатил чуть больше 80 долларов) еще не окупились. Но я всё равно доволен. Мне не очень важно, какую прибыль получу.
На дальнейшее продвижение и раскрутку у меня просто не хватает времени. На сайте Labelbase.net собраны данные всех мировых лейблов и указаны электронные адреса для отправки демо-записей.
Я отправил около 40 писем — и это были лейблы только на букву А. Примерно половина мне ответила: «Спасибо за ваш классный трек, но у нас немного другой формат».
Чтобы отправить трек всем лейблам, нужно потратить десятки вечеров. И может быть тогда какой-нибудь продюсер тебя послушает и возьмет на заметку. Я предпочитаю потратить это время на создание музыки.
Музыка для меня — источник вдохновения. Работая в Страховом Доме ВСК, приходится много общаться с коллегами как внутри центрального офиса, так и с филиалами. Именно музыка вдохновляет и заряжает меня работать так, чтобы получать удовольствие от работы и заряжать этим настроением коллег — на пути к общим целям.