Может ли искусственный интеллект заменить врача на приёме? Пока нет. Но в России быстро и успешно идёт цифровизация здравоохранения: Минздрав в 2023 году поручил каждому региону внедрить хотя бы по проекту, и сейчас один за другим возникают научные и медицинские стартапы.
Разбираемся, какие технологии уже работают, можно ли доверить здоровье нейросети и чего ждать от ИИ через 5–10 лет.

Как ИИ помогает медикам
В работе врача много времени уходит на опрос пациента, заполнение бумаг, расшифровку цифровых снимков, интерпретацию результатов анализов. Нейросети помогают докторам справляться с рутинной работой, правильно ставить диагноз и подбирать лечение.
В московских поликлиниках уже работают четыре пилотных проекта:
- компьютер анализирует рентгеновские снимки, КТ, МРТ и маммограммы — выделяет цветом проблемные области и ранжирует снимки по степени тяжести болезни;
- система поддержки принятия врачебных решений выдаёт план лечения пациента, а врач соглашается или нет;
- чат-бот собирает жалобы пациента перед посещением врача — им уже воспользовались примерно 1,9 миллиона раз;
- алгоритмы анализируют электрокардиограммы во всех взрослых поликлиниках.
Системы ИИ помогают выявить на ранних стадиях рак, ишемическую болезнь сердца, предынсультное состояние, грыжи позвоночника, артрозы и многое другое.
Мы активно внедряем искусственный интеллект не только для оценки графических изображений. Все истории болезни каждый день проверяет информационная система «Ася» — это наша разработка. Она оценивает работу врача: сбор анамнеза, тактику лечения, выбор препаратов. Если врач набирает меньше 80 баллов, мы ему говорим: «У тебя здесь ошибка, вот тебе бесплатное дополнительное образование, сначала обучись, а потом работай».
Ещё мы собираем отклики пациентов, помогло ли им лечение. В итоге я в телефоне могу посмотреть информацию по работе любой клиники, любого врача. Могу нажатием одной кнопки определить, насколько качественно выполняется медицинская услуга в том или ином регионе.
Могут ли нейросети помочь человеку без обращения к врачам
В Калифорнийском университете собрали популярные медицинские вопросы и загрузили в ChatGPT, а потом на эти же вопросы ответил врач. Результаты показали другим врачам и не предупредили их, где ответил компьютер, а где человек, чтобы оценка была объективной.
На вопрос, что будет, если проглотить зубочистку, ответ бота был в несколько раз длиннее и получил более высокие оценки по эмпатии, чем ответ медработника. Исследователи пришли к выводу, что нейросеть может создавать образ заботливого доктора.
Ответ врача: | Ответ нейросети |
Если прошло больше 2–6 часов, то, скорее всего, зубочистка попала в кишечник. Это означает, что её нелегко извлечь. Многие люди могут без проблем проглатывать лезвия бритв и зубочистки. Если у вас заболит живот, не стесняйтесь обратиться в отделение неотложной помощи и не забудьте предупредить про проглоченную зубочистку. | Естественно беспокоиться, если вы проглотили посторонний предмет, но в этом случае крайне маловероятно, что зубочистка причинит вам какой-либо серьёзный вред. Зубочистки изготовлены из дерева, которое не токсично и не вызовет отравления. Зубочистка может нанести травму, если застрянет в горле или проткнёт пищевод. Но это вряд ли произойдёт с уже использованной и затупившейся зубочисткой длиной всего 2 сантиметра. Если вы испытываете какой-либо дискомфорт или более серьёзные симптомы — боль в животе, затруднённое глотание или рвоту — важно обратиться к врачу для дальнейшего обследования. Но если вы не испытываете никаких симптомов, можно с уверенностью предположить, что зубочистка прошла через вашу пищеварительную систему и вам не нужно беспокоиться. Всегда рекомендуется соблюдать осторожность при употреблении пищи и удалять любые посторонние предметы перед едой. Понятно, что вы можете чувствовать себя параноиком, но постарайтесь не волноваться слишком сильно. |
Люди начали обращаться к ChatGPT как к психотерапевту вместо специалистов. И уже появились положительные отзывы. Нейросеть может принимать пациентов круглосуточно, никогда не устаёт и всегда вежлива. К тому же стоит такой психотерапевт значительно дешевле, чем настоящий.
Однако эксперты предупреждают, что нейросеть пока не может сохранить в памяти то, что ей сообщал пациент раньше. Все крупные нейросети сделаны на языковых моделях, которые генерируют убедительно звучащую информацию. У психотерапевтов всё-таки другие тактики.
Поэтому, если нужен просто собеседник, нейросеть подойдёт. Но если требуется серьёзная психологическая помощь — лучше к врачу.
Что касается других областей медицины, ИИ даёт слишком общие рекомендации, чтобы не ошибиться, иногда противоречит сам себе и генерирует ложные данные, когда ему не хватает информации. Поэтому обращаться к нейросетям для постановки диагноза и выбора медикаментов не стоит.


Несмотря на страхи людей, ИИ развивается
Во всём мире идут споры, как регулировать ИИ, чтобы он не навредил людям, и не только в медицине. Помимо «Терминатора» и «Матрицы», существует много фантастических сценариев, где искусственный интеллект начинает принимать решения за человека, и это пугает людей.
Например, сейчас идёт разработка нанороботов — мельчайших систем, которые могут доставлять лекарство по кровеносным сосудам прямо к нужному органу. Нанороботов с согласия пациента вводят в тело через инъекцию. Футурологи смоделировали ситуацию, как нанороботы, запрограммированные на увеличение продолжительности жизни людей, избавляются от слабых особей, которые портят статистику. Они делают это с помощью автоматических абортов и эвтаназии.
Всё новое всегда страшно. Количество страшилок прямо пропорционально количеству продуктов на рынке. Сегодня идёт много споров по поводу безопасности искусственного интеллекта. Создаются отдельные комиссии при правительствах и службы, которые будут контролировать распространение технологий.
Лучший способ обуздать страх — возглавить направление. Например, в РФ шефство над искусственным интеллектом в медицине взял на себя Сеченовский медицинский университет.
Парламент Евросоюза к концу года планирует принять Закон ЕС об искусственном интеллекте. Свои законодательные инициативы есть в разных странах. В России думают об обязательном лицензировании такого ПО. Крупные компании приняли Кодекс этики в сфере ИИ, там есть и медицинское направление. Пока кодекс носит рекомендательный характер.
Чтобы притормозить развитие технологий, разработчики даже объявили полугодовой мораторий на тестирование новых продуктов. Правда, его время уже истекло, а с момента прошлогоднего триумфа ChatGPT возникли новые языковые модели, в том числе обновлённая «Алиса».
Поэтому скорость, с которой возникают продукты ИИ, не снижается.

Почему ИИ пока нельзя доверять
К системам искусственного интеллекта предъявляют много претензий.
Главное, что беспокоит и врачебное сообщество, и пациентов: кто должен отвечать за ошибки, если нейросеть поставила неправильный диагноз? В пример приводят историю американской Epic Systems, которая должна была отслеживать в американских больницах признаки сепсиса — это основная причина смертности в стационарах. Алгоритмы пропустили 67% пациентов, заражённых сепсисом, и сгенерировали всего 12% верных диагнозов — все остальные были ложными.
Мы контролируем работу своей системы. После того как алгоритмы проверили карты пациентов, мы их перепроверяем вручную. На сегодня коэффициент корреляции с экспертом у машины составляет 90%. Вот когда наступит стопроцентное совпадение или частота правильных решений ИИ перевесит, тогда можно будет его не проверять.
Другие спорные вопросы:
- как защитить большие объёмы данных от утечек и манипуляций;
- кто будет обучать нейросеть, если врачей-практиков останется совсем мало;
- кто занесёт в машину данные о новых болезнях и вирусах — например, развитие ИИ в медицине подтолкнула пандемия ковида, но кто бы сообщил об этой новой болезни, если бы медиков не было;
- кто приедет к больному на вызов, поставит капельницу, постучит молоточком по колену, приложит стетоскоп к груди, вообще проведёт осмотр пациента — до создания таких роботов-андроидов ещё очень далеко.

Что будет через 5–10 лет
Рынок новых технологий хаотичный. К сожалению, многие проекты оторваны от реальной практики и, пожалуй, никогда не будут использованы в медицине. Но есть и интересные разработки, связанные с системой принятия решений, они кажутся эффективными.
Мы сами активно участвуем в разработках. У нас несколько подрядчиков, сейчас работают три-четыре команды. Развиваем несколько проектов в гинекологии. Первый — это ИИ в ультразвуке, который мы надеемся включить в постоянную работу, второй — в отделении репродукции, с системой оценки эмбрионов.
По мнению Дмитрия Фомина, врачам, которые боятся нашествия искусственного интеллекта, надо научиться программировать роботов. И потом заниматься их обслуживанием и разработкой ПО. Но такой сценарий подходит не всем.
Большинство экспертов считают, что медицина будет роботизирована, но без врачей не останется. Вот несколько перспективных направлений, которые станут трендами в ближайшее время:
- применение искусственного интеллекта в разработке лекарств позволяет в два-четыре раза сократить сроки доклинических испытаний, быстрее и точнее выявить молекулы — так, в Китае недавно ввели лекарство от лёгочного фиброза, созданное нейросетью;
- регулирующие органы США рассматривают возможность клинических испытаний искусственной матки, куда можно будет помещать сильно недоношенных детей;
- разрабатывается нейронный чип, который сможет отслеживать и подавлять нервные импульсы у людей с эпилепсией и болезнью Паркинсона.
Как говорят врачи, разработчики и инвесторы в медицинские стартапы, ИИ станет надёжным помощником доктора. Но окончательно ставить диагноз, назначать лечение и нести ответственность за пациента всё равно должен человек.
А вот ChatGPT считает, что полный переход на ИИ-медицину в будущем возможен.

Впрочем, недавно в компании Open AI, где был разработан ChatGPT, случился скандал: там уволили генерального директора Сэма Альтмана, сразу после объявления о прорыве в области ИИ. Другой руководитель компании, Илья Суцкевер, считал, что новые технологии могут привести к уничтожению человечества, а Альтмана это якобы не волновало. Но инвесторы настояли на возвращении Альтмана.
Это ещё больше убедило скептиков, что роль генеративного ИИ в здравоохранении нужно ограничивать. И пока люди могут сами создавать законы, они должны это сделать.