Как встать на горные лыжи. Спойлер: дорого и больно Как встать на горные лыжи. Спойлер: дорого и больно

Как встать на горные лыжи. Спойлер: дорого и больно

Как научиться правильно кататься на горных лыжах. Разбираемся в стили катания, выбираем трассы и экипировку для новичков.
«Круто, но без драйва», — думал я после первого и последнего дня работы с инструктором по горным лыжам на склоне. Драйв пришел на следующий день, когда вокруг моего тела, пролетевшего по трассе метров 150, собрались озадаченные австрийцы.

Зачем?

Октябрь. Германия. Вайнгартен. Я приехал к друзьям семьи во главе с Хером Шперле, или просто дядей Лешей. Несмотря на свои «за 50», он дикий фанат горных лыж. Идея приобщить меня к этому делу не покидала его с нашей первой встречи. Мне тогда было шесть. Отвертеться надежды не было.

Экипировка

Лыжи и ботинки из чулана оказались не по размеру, пришлось ехать за экипировкой на блошиный рынок. Почему не в фирменный магазин? Начинающим нет смысла скупать лучшее и разом — бессмысленная трата денег.

Смотреть стоит на крепления ботинок и горных лыж. Здесь дефектов быть не должно. Царапины и потертости не в счет. Длина лыж зависит от качества трассы. Чем более подготовленный склон — тем короче.

Чтобы не ошибиться, взяли лыжи, равные по длине мне, точнее, моему росту.

На полный комплект для спуска мы потратили около 200 евро. Копейки

Выбор на немецких барахолках не беднее, чем в нашем «Спортмастере». Спустя час уже едем обратно в стареньком «гольфе», набитом горнолыжной снарягой.

Цена новых горных лыж
18 000 — 80 000
рублей

На полный комплект — лыжи, палки, обувь, шлем — мы потратили около 200 евро. Для лыжного спорта — копейки. Одежда (куртка и комбинезон, защищающие от ветра), к счастью, нашлась.

Максим Хайлак с новым снаряжением

Основы «стояния»

Утром мы загрузились по машинам и выдвинулись в сторону Австрии, в Зельден. Это коммуна в самой большой долине Восточных Альп — Эцталь, где ежегодно проходит первый этап Кубка мира по горнолыжному спорту. Двумя словами: трассы захватывающие.

За пять часов из осеннего Вайнгартена прибыли в зимний тирольский пейзаж. Небольшой город посреди гор, река, никаких небоскребов и бегущих толп людей — истинное наслаждение.

В октябре в Зельдене еще осень. А в горах — новогоднее настроение

На следующий день нашли небольшой спуск возле отеля. Там мне объяснили, как стоять на лыжах.

Ноги должны быть чуть согнуты, мышцы расслаблены. Так у лыжника увеличивается диапазон движений и обостряется мышечная реакция. Лыжи на расстоянии чуть большем, чем ширина плеч, чтобы свободно двигать ногами.

Максим обучается на небольших сопках

Как ехать

Следующая цель — повороты. «Представь, что ты на коньках», — говорил инструктор. Принцип маневрирования похож. Нужно балансировать телом для поворота. Корпус должен быть слегка наклонен вперед, пятки сведены, носки врозь. Двигаться одной ногой вперед, отталкиваясь другой от поверхности. Ноги чередуются, как в фигурном катании.

Техника, как в фигурном катании. Не мой вид спорта, конечно

Мои ноги, видимо, не предназначенные для этого самого фигурного катания, не слушались и разъезжались в стороны. Я не мог удержать баланс и падал. Только с двадцатой попытки начало получаться.

Первые впечатления: круто, но без драйва. Не хватило длины спуска и скорости. С нетерпением ждал следующего дня, чтобы прокатиться по трассе для профессионалов.

Выход на трассу

Въезд на территорию горнолыжного курорта платный. Цена зависит от времени на склоне. Шесть дней стоят почти 300 евро за одного взрослого и 160 — за ребенка.

Сложность спуска обозначается цветом. Черные — самые тяжелые, красные и синие подходят для начинающих лыжников.

На сложный участок меня не пустили родственники. Но до среднего уровня, так называемой зоны «Гигийох», я добрался. Эта трасса начинается на высоте 2285 метров над уровнем моря. Вокруг только горы, голубое небо и солнце.

Первое падение

Ехал не спеша, аккуратно. Как только трасса начала вилять, пару раз приземлился на пятую точку. Спустя 40 минут спуск все-таки завершил.

Опьяненный героическим финишем, решил, что могу позволить себе маршрут и посложнее. Набрал неплохую скорость, проходил поворот за поворотом. Трасса становилась все извилистее, а я обгоняю всех, кто попадается мне на пути. Моя маневренность только придала мне уверенности.

На крутом вираже попробовал сбавить скорость. Меня начало швырять по трассе. Эквилибристика привела к сальто в воздухе, после чего я покатился вниз кубарем. Лыжи разлетелись в разные стороны. Я, кажется, тоже. Спустя 150 метров я наконец остановился. Рука безбожно болела.

Опустим, насколько это больно и насколько я проклинал себя за дерзновение
Geht es dir gut?

Вокруг собралась целая толпа. Немецкую речь я разобрать не мог. К счастью, один мужчина сказал на английском: «Сейчас приедет помощь». Я попытался подняться на ноги в надежде найти свои лыжи, впрочем, это было бесполезно.

Шлем спас от серьезных травм, но головой я приложился основательно. Состояние было близким к контузии. Минут через пять приехали спасатели на снегоходе и повезли меня вниз.

Как тормозить и падать правильно

В медкабинете мне вправили плечо. Правда, со второй попытки. Опустим, насколько это больно и насколько я проклинал себя за дерзновение.

Не умеешь тормозить и поворачивать — не набирай скорость. Уже позже я узнал про три техники торможения. Например, «плуг». Передние части лыж сводят друг к другу, а задние разводят пошире. Если сильно согнуть колени и давить весом на пятки, получится постепенно остановиться.

При торможении «упором» нижнюю ногу ставят на внешнее ребро под углом 90 градусов к спуску. Вес переносят на соседнюю стопу. Этот способ требует тренировки, зато помогает быстро остановиться. Еще один метод — резко развернуться поперек движения. Но его чаще всего используют профессионалы.

Как правильно падать:
  • Выбросить палки
  • Руки прижать к телу
  • Постараться завалиться на бок или ягодицы

К слову, мое еще не оформившееся желание встать на лыжи как-то совсем отпало. Не будьте как я. Работайте с инструктором полный курс, не спешите ловить адреналин, чтобы не словить травму, и, конечно, учитесь падать, прежде чем разгоняться.

Главное фото: Евгений Еремеев Фото: из личного архива Максима Хайлака

Поделиться: